Теология иконы (часть 1)

«Богословие Икон» (Теология Иконы).

Цикл нескольких лекций о «Теологии икон», которые пройдя, мы постараемся открыть смысл иконы, понимание которой скрывается только и исключительно в диалоге, в единстве.
Интересно то, что нам сегодня открывается с большими сложностями на протяжении тысячи лет исторически и с небольшой паузой с 17 до 20 века. К примеру, в Греции меньше, в России больше – это упадок иконописи.
От Семена Ушакова в России в 16 веке. С потерей духовных основ, без которых не могла появиться и возродиться икона.
В то время упадка икона считалась примитивным рисунком. В следствии незнания и не владения ремеслом. Такая ситуация длилась до периода ренессанс.
Само старание откровения и в виде магнетического поля вокруг иконы – теология иконы имеет глубокую историю.
В начале 20 века в России – во времена серебряного века, которые можно сравнить с периодом ренессанс на Западе – это период возрождение духовных и интеллектуальные основ.
Группа российских философов – Князь Трубецкой, Сергей Булгаков, Фролов, Алексей Иосиф, начали писать об иконе и старались вернуться к её сущности.

Первая появившаяся вещь совпала одновременно с началом Первой Мировой войны.
Во время Первой Мировой Войны были нарушены рамки человечности и минимальной морали, стали появляться первые концентрационные лагеря, оружие массового уничтожения, стали не только появляться но и использоваться.
В этом ужасе, потрясшем российских аристократов до глубины души, князь Трубецкой пишет несколько работ, показавших смысл и качество, противоположность, основанная на понимании иконы.
Получился академический, даже научный вид.
Как историк описывает то, что видит человек сторонний и описывает самые посредственные вещи, в отличие от философов и математиков, которые ближе связаны к пониманию поля икон.
Князь написал три статьи, одна из которых называется — «Умозрение в красках». Видение не видимым глазом – усмотрение мысли. Одно только одно название уже достойно отражает всю глубину статьи. С этого времени понятие о иконе переводится одним словом – «Теология» иконы.
В русском языке мы говорим о создании иконы так: Икону не рисуют, икону пишут. Икона — это знак, она как текст.
Икона, которая может быть создана в мастерской в массовом производстве это картинка, это не Икона.
Мастерство иконописцев делится на две группы:
— первая группа — «личники»
— вторая группа — «до личников».
Одна группа иконописцев рисует все второстепенные элементы иконы – одежду, второй план, декорацию, евангелие. А другая группа мастеров рисует в первую очередь: Лик, глаза, ладони и ступни – все, что принадлежит к личности, то есть не только лик, а и другие конечности человека изображаемого на иконе. Стоит отметить, что и сегодня в биометрических документах отпечатки пальцев и глаз – отражает такую же суть. В этих отпечатках запечатлена и хранится информация о пользователе, некий человеческий уникальный код. Вот по такому же принципу работает написанная икона, содержащая и отражающая уникальные сведения.
Иконописец должен передать иконе «настоящий» взгляд.
Мы знаем, что на иконе взгляд никогда не обращён глаза в глаза наблюдателю.
Кто-то даже считает, что и нам, людям, когда мы говорим с собеседником лично, то не должны смотреть ему прямо в глаза. Чтобы не открывать ему всего того, чего мы открывать по своей воле не хотим, того что должно остаться скрытым.
Мастерство должно исходить из глубокой практики и опыта, без субъективного придатка самого автора, без так сказать отсебятины, это сразу чувствуется.
Еще одним проявлением иконописи являются — Мозаики и Фрески.
Фреска может появиться и создаваться тогда, когда штукатурка на которую будет наноситься краска еще мокрая, но при этом имеет свойство очень быстрой тенденции высыхания.
Можно полюбоваться Фресками Андрея Рублева, на севере страны, например, очень хорошо сохранившиеся, не повреждёнными.
А икона, в момент создания не может подразумевать допущение ошибок.
На иконе никогда не изображается процесс, путь к состоянию. Там всегда только результат. Мастер не может ничего исправлять или корректировать. Но, правда, первые очертания наносятся еще углём и могут быть слегка корректируемыми, но краски уже не поддаются изменению, мастер должен чувствовать и безошибочно вести черты и линии. Что впоследствии должно открывать истинную правду.

На 7-ом Вселенском Соборе теология икон ещё не была так тонко выражена. Грекам этого было не достаточно, когда было обновлено почитание иконам , греки затребовали объяснений.
11 марта 843 году, первая неделя великого поста, тысяча лет назад – и сегодня празднуется Триумф, Торжество Православия, раз и навсегда обновлённое почитание икон и с завершение иконоборчества. Торжество Православия празднуется в первое воскресенье великого поста.
Патриарх Мефодий сравнил состояние мысли и понимания правды с 4 веке и 9 веке с Торжеством Православия.
Иконоборчество второе, было неожиданным сюрпризом, ересь следовавшая после всех разнообразных видов, арианства, несторианства, монофизитства и монофизитства. Когда уже никто не ожидал подвоха пришло Иконоборчество.
Познание или гнозиология о правде не могло быть познаваемым объективно, по отношению к иконе, только субъективно.
Реальность личности, постепенно открывающаяся на иконе. Кто личность? Вспомним слова отца Иоанна Романидоса – христианство не есть религия, но явленное Откровение. На вопрос что, или где есть правда? Ответ – не что, а кто. Правда явилась во Христе Иисусе.

Догма есть – Орос, границы, рамки.

Ереси – переворот рационализма.
Рационализм – попытка схватить Правду, но этом только вредим, так как правда необъятная.

Первый грех Адама – детерминизм.

Иконоборцы существуют в параллельных мирах, император Копроним считал себя умнее их, и пытался подловить христиан отстаивающих иконы. Он говорил им – вы, изображая человечность Христа, тогда становитесь Несторианами. А если вы изображаете на иконе Божественность Христа, то вы монофизиты. Говорил он это, находясь в альтернативном понимании истины икон.
Рациональность – основа, почва для появлений всех ересей которые были в истории Церкви.

Иконоборчество – Император Константин 5, сын династии Изавров был одним из таких людей, от которых нисходила инициатива сверху, как императорская ересь и распространялась авторитетно вниз. В том числе и поэтому с этой ересью было сложнее бороться.
Все считали причиной появления проблемы иконоборчества – внешний фактор, в первую очередь самого Императора Копронима, человека с нарушенной психикой, садиста, однако также и большого интеллектуал и теолог, первым нащупавшего проблему личности, изображаемую на иконе.
Отцы Церкви не могли ничего ни возразить, ни поделать, потому что сами ещё не понимали и не ориентировались в этой проблематике.
Только в 20-21 веках стали появляться объяснения на работы, написанные еще в 8 веке Святым Иоанном Дамасским (называемым Мансуром).
Не стоит забывать, что икона, это не только окно в духовный мир, но и двери в наш мир.

Иоанн Дамасский написал речи в защиту икон, после чудеса срастания руки, которую отсек в гневе Халиф. Уйдя в монастырь, в пустыни Саввы Освященного, Святой Иоанн Дамасский много молился и писал свои выдающиеся труды в области Богословия.