Православная Литургика 1 (часть 2)

Православная Литургика 1 (часть 2)
1 11 2016

Священник читает тропарь.
Стр. 24 – о Троичной идеологии.
Пару слов но гениально формулировано.
Дьякон – 50 псалом и окуривание храма (Большое окуривание).
Дьякон … – время служит Богу (кайрос. Греческий.) – но не использует Хронос, отворит о правильном времени приношения жертвы бескоровной. И о соединении неба и земли.
Далее просит благословения. Для служения дьяконского. Священник Отвечает – благословен наш Бог.
Протодьякон просит о примлуву и Священник отвечает

Литургия:
Дьякон выходит перед Врата и просит благословение. (Стр 20)

[
Обращения к Богу:
Хвалы
Благодарения
Просьбы
]

Большая интимничав – коллективная молитва
(Обычно в конце Богослужения)
Но, в Литургии при развитии представлены некоторые элементы как малый вход, поэтому перенеслось вначале (но раньше была в конце литургии).

Просьбы покрывают потребности одного и всего мира.
Дьякон призывает людей молиться и приобщаться к просьбам,
со временем молитва стала тихой У священника.
Большая интимничав когда заканчивается – поётся Первый Антифон.
Раньше антифоны пелись по дороге в храм.
Антифон исторически считается важнее чем антифоны.
И небыли так разделены на малые иктинии.
Псалмы выражают (антифоны) – Благослови душа моя Господа и Хвали душе моя Господа.
Они предшествуют (должны бы) все другие молитвы.
Есть фиксированные псалмы для воскресенья и другие для будней.
Для больших праздников Господних имеют свои антифоны.

Первый Актифон – «Благослови душе моя Господа»…
Это псалом и в зависимости на традициях поётся или по стихам (рифмам) или половину псалма.
Но такие удлинения продлевают Литургию (за счёт Антифонов), это может делать дольше службу и может тяжело восприниматься приходом.
Хотя длина зависит больше от хора. От пения.
[
Лабрическая линия направлена на прославление Бога. Педагогическая (Дидактическая) на просветление людей.
В Литургии есть элементы которые направлены к Богу и людей не касаются, хотя люди слышат и запоминают.
Для людей (акафисты, и т.д.)
]

Стр 22

Потом священник читает молитву с 24 стр.

[Литургия – действие (задача) людей]
08 11 2016

Трисвятые песни.
Второй Антифон и вторая иктиния.

Третий Антифон:
в воскресенье – «Блаженные»…. (Или после каждого «блаженные» поётся тропарь.
В будние дни – разные псалмы.

И все готовятся на «Малый Вход» — евангелие несёт или священник или дьякон.
Должен бы нести служебно-старший.

К Малому входу есть молитва – «Господи Владыко наш, ты который на небесах..»
[в первом тысячелетии этим начиналась Литургия].

Взятый вход благословляется епископом или Священником.
Поднимается Евангелие и наступает внимание народа.
Поётся – «придите поклонимся..»
Священник Целует икону спасителя потом благословляется алтарников со свечами а не НАРОД!! Потом целует икону Девы Марии!

Перекопы – «зачала» отрывки для чтения на определенный день и богослужбу (напр. Старозаветные «Паремии») то что предназначено для данной Богослужбе.

Палимсест — переписанный пергамент.
]
Входит священник и постепенно все остальные. И поётся – «придите поклонимся…» На это навязываются Тропари и Кондаки. Сколько и в каком порядке определяется в Литургическом календаре, «Богослужебные указания».
[какие комбинации тропарей и кондаков?? – глупо высчитывать в ручную если есть и книги и программы на 20-30 лет вперёд]

А хор поёт гимн – «трисагион» — (трисвятое- святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный).

Когда хор начнёт петь – «Слава Отцу и Сыну»… Священник тоже это поёт а дьякон ему говорит – «

.. Священник идёт к Верхнему престолу – Д. Говорит благослови трон (кресло), (Но, на этом кресле сердит Христос как Великий Архиерей и благословляется ОН а не епископское кресло).
Об этом говорится в Писании (Откровение, может быть и у Павла) – «ты Господи сидящий на троне Царствия Своего»…

Поворачивается к народу (пока поётся трисвятое) Вниманием вонмем, Прокимем!
Прокимем — старозаветные текст из Псалма – на западе – Респандориум (ответ поющих по кругу один стих)
[Традиция читать тексты ВЗ на Литургии]
Могут быть и три прокимена (но это уже много. Иногда 2).
АПОСТОЛ

15 11 2016

22 11 2016

Если два дьякона то один может читать апостола а один Евангелием.
Младший читает апостола а старший евангелие.
Апостола может читать кто угодно.
Он должен читать так, что бы все вокруг могли слышать и чётко понимать слова.
Традиционно читается, в ту сторону кто будет проповедовать. Тот должен слышать и знать, на что и о чем будет проповедовать (толкование праздника или вероучных правд или морально правовых тем, с осторожностью, что бы не упасть в морализацию).

Прочитается Апостол
С. Благословляется читающего, потом пение – хвалю пению (Аллилуйя и 2-3 стиха и снова) между апостолом и Евангелием.
В течении пения Аллилуйя должно было бы быть малое каждение (относится к Евангелию)
Практически что бы успело должно каждение производиться чуть ранее.

[ У Латинян, На Западе это отдельное действие не перекрывающееся ни с Аллилуйя ни с Евангелием].

Одновременно с апостолом читается священником молитва что бы Бог благословил и освятил мысли и разум того кто будет проповедовать (и духовных, потому что в множественном числе), и что бы потом люди могли понимать слова Евангелия? Стр.41 (30 стр. у меня)
Благословение от Священника к Дьякону на чтение Евангелие (дьякон просит благословение).
Дьякон специальными словами спрашивает Благословения и С говорит «да даст Бог тебе речи сильного слова»…

Дьякон обращает внимание, что будет читаться Евангелие???
Священник громко говорит. Благословляется.
Дьякон говорит от кого читается Евангелие.
«Премудрости Вонмем».

Читается Евангелие, как можно чётче, что бы все понимали и слышали.

В какую сторону читается Евангелие.
Если есть дьякон то с Амфона читается в сторону Алтаря.
Священник благословляется несущему благую весть.
Следует далее проповедь.

[в первых веках проповедь не была частью Литургии а отдельно.
Тогда они длились 2-3 часа лекций.
И очень с философским акцентом. Тяжело бы воспринималось народом сегодня].

Если же оно в литургии как сегодня, то должно было бы быть после чтения Писаний. Что бы люди помнили ещё в памяти о чем оно было.

Если же на конце литургии, то большая вероятность что никто уже не вспомнит о чем было чтение Евангелия.

Должно было бы быть в одном блоке с чтением Писаний.

После проповеди, которая не должна была бы быть длинной (Макс.5-7 мин. Больше люди не удерживают концентрацию внимания).

29 11 2016

Проповедь

Окончание Литургии Катахуменов.

Две ектении и Литургия жертвы.
После толкования Писания – бурлящая ектения.
2-3х поётся Господи помилуй.
Может быть расширена за счёт особых просьб за кого-то за что-то.
1 инструкция – «от всей души от всего помышления рцем».
Молитва этой ектении короткая (..и пошли богатство нам и всему народу..)
Если молитва короткая это говорит о её древности.
(Стр 43-44).
Просьба за епископа, за весь мир, за власть, за духовенство.
Потом идут особые просьбы, за милость, жизнь, здоровье, прощение грехов за Божьих служебников, когда можно вставить дополнительные просьбы за больных, путешествующих и всех кому необходимо Милосердие Божье.
Потом берут 2-3 особые просьбы.
Ектения за дары приносящие, за тех кто служит.
Потом «ты еси Бога наш и тебе Славу воспылаем…».

[У Святого Василия Великого в литургии нет ектении за упокой душ.
Обычно служилось литургия Василия Великого а не Иоанна Златоуста.
При переходе на литургию Иоанна Златоуста.
Васильева воспринимается как праздничная и туда не вносят за упокой.
Это было не раньше 8 века.
Структура панихиды такой же как и утренняя. Это было ночное бдение. Когда хотели молиться за усопшего. (Похоронная и панихида одно и тоже) Туда входили псалмы, и полный канон.
Сегодня только ирмосы].
Берётся 4 Просвора.
Она за живых.
Священник «Воспомяни Владыко на … »
Вынимается одна маленькая пирамидка и кладётся под Агнца (под и чуть левее середины).
Сегодняшняя проскомидия делится на неё и часть перед входом, и после причастия высыпаются все последние частички за живых и мертвых.
И произнесёт – «Смой Господи грехи здесь вспоминаемых Твоей кровью» (за живых и мертвых) Этим завершается проскомидия.

Из 5 Просворы выберется частица – «За святых православных Патриархов( хоть они должны уже быть между епископов), основателя святого храма сего (уже может не сохраниться имён) и всех здесь служивших духовных.

[Католическо-православный диалог в Ливия, г. Баламанд. «Католики от униатов отказались – что униатство не есть путь ко спасению». ]

Потом священник возьмёт одну из использованных освою и вынимает частичку за себя с молитвой (например нижнюю часть от Просворы Агнцы.

Дьякон приносит кадило – священник Благословляет просит ниспослать Святого Духа. (За каждение ожидаем милость святого духа.
Потом берет и окуривает … Звездочку и кладёт на дискос над Агнцем.

Дьяконы просят «покрыв Владыко»
Священник берет аэр (накидку) ошкуривает и кладёт дискос цитируя Псалтырь (…и утверди вселенную да не подвижется»)
Берет вторую, окуривает и кладёт на чашу,
Берет Аэр читая молитву кладёт на чашу и дискос,
Потом Кадило и трижды предложенное окуривается со словами (трижды и окуривание и слова).

«Еврейская молитва» автор Сантини.
У благословений еврейских появляется и у нас в данном месте в Литургии («Благословен наш Бог которому это понравилось – Слава Тебе»)
Священник даёт кадило алтарнику. И читает молитву предложений.
Слава тебе Боже
Дьякон – и ныне и присно….