Византийская философия семинар (часть 1)

Византийская философия семинар.

Византийская Философия – семинар
Чтения текстов Либания (Ливаний).

Либаний – язычник, оратор. Гипотеза что учил и Иоанна Златоуста.
Интересная особенность: был и остался язычником.
«Трибуны в прошлом» выбор из древнегреческих ораторах.
Автобиография Либании о том как он учился в Афинах и жизнь Аполлония Тианский.
Философская автобиография – Как реализовал свою жизнь и свою философию в жизни.

Афанасий Александрийский когда писал жизнь святого Антонина (Хагиография) был под влиянием Жизни…? Аполлония Тианского.

Как характеризировать Византийскую культуру – образованностью. Это было общество образованное.
Любая кроме военной профессия была связана с образованием.
Хорошо разработанное образование.
Разные литературные уровни.

/Первое творение Г.Паламы – житие Афанасия./

Византия переняла греческую образованность.
После падения выживала образованность только в монастырях.
Но для монахов это только служебный аспект.

В 4 столетии произошли конфликты – император Юлиан Подстата решил из православных сделать необразованных, запретив им возможность учиться. Сделать секту из них. Мол все сферы происходят из языческого. И мол что бы отказаться от языческого откажитесь от образованности.
Палама ему говорит – если греческий язык придумали язычники то что? Нам отказаться от разговора на греческом. Нет, будем говорить и лучше чем вы – сами увидите!

Этим Византии отличается от Запада. Там этого не было и нет.
Хорошо если Отче наш… знали. Могли не уметь и читать.

/Великая Морава – в поле зрения нашего интереса.
Филология (Визанития и язык) или историк. Проблема в том, что он не Теолог. Теологические вопросы для него сложны и он их не понимает./

/Ангеология – наука о ангелах/

Образованность была очень важна для Византии. В первую очередь ораторство (хоть это и не является ни философией ни теологией).
Не существовало образования Теологического в то время. Но, они читали речи Григория Богослова Назианского.
Константин Кирилл Писание отцов знал наизусть.
Фотий, Кирилл, Афанасий был самыми образованными людьми своего времени.
Читается обращение к студентам О лекции.

Либаний – из Антиохии. Приходит по приглашению императора.
К народу Антиохии
Императору Феодосию к сохранению храмов.

У византийских отцов есть манера к историзмам.

Либанос и защищал язычников.

Пишет – Что те, кто хочет быть славным (известным) должен быть образованным.

/при Константине появилась Высшая Школа (не Университет)!/
Университет – институт который управлялся Церковью на Западе. Высшие школы Университетами не были.
Хотя где то и образовывались кандидаты на священническую деятельность. Патриархальные школы и т.д.
В Константинополе в 13 веке такая школа уже была и там преподавалась в том числе и философия.
Абитуриенты были потом при дворе (Иоаннос Италос) были приближённые к императору. Император их мог просто так вызвать и попросить о лекции о чем либо./
Эти институты всегда были консервативными.
Так и Либаний попал на императорский двор.
Центры школ (Александрия, Антиохия, Афины, Эдесса).
Константинопольская школа набрала обороты, там учился и Кирилл Константин. И считалась одной из самых лучших. Мимо периода оккупации.

В примере с Юстинианом Мучеником – дошло до абсурда – Юстин был хорош, слушатели ходили к нему а Кресцент теряя учеников и деньги донес на Юстина и того казнили.

Ораторство сильно формирует Византию.

Чем бы речь могла быть интересной для философов или Теологов.
Вспоминаем софистику

СОФИСТИКА – имена ораторов с которыми полемизировал Платон (оппоненты Платона). Платон подверг сомнению их умение. Их тема были идентичные. ЧТо Справедливое, что хорошее и Красивое.
Философия и риторика имеют одни и те же темы.
Смысл риторики – убедить. Пробудить у человека Веру в то что она знает то или иное.
Платон на это нападает и после него Софистика исчезает.
Но, возвращается в скором времени. Потому что умение говорить было важно для греческого и византийский период.
Возвращается во ВТОРОЙ СОФИСТИКЕ.
Проявляется и тем, что сходит от актуальных тем.

Когда была демократия оратор мог говорить о демократии что должно или не должно делать. Но когда есть кто то кто регулирует темы, то оратор побоится говорить открыто опасаясь за свою жизнь и отвращается участия в острых темах, что бы не казнили за нападки на власть имущих.
Риторика – Как сказать – а философия – что говорить. Что бы было содержание.
Мертвое искусство – ораторство, сегодня.

Ораторское умение бы умерло, если бы христианство ему не дало новый импульс.
Убедить, пробудить веру. Имеет смысл обратить человека к лучшей жизни, к вере. Христианство продолжает в традиции и обновляет его, улучшает, двигает дальше.

Курьезный подход к истории, Греция. Греческий, это не только Гомер, но и Платон и Аристотель, Септуагинта. Новый Завет. Нельзя вырвать из одного столетия контекст.
Все зависит на приоритетах. Любитель Римской Республики – Императорство будет считать упадком. И наоборот.
И те и другие Христианскую Империю будут считать упадком, но мы считаем наоборот за высочайший период Христианство в Империи Римской — Византийской.

Иоанн Златоуст. Был другим чем Григорий Назианский. Своим подходом всегда помогает в чтении текстов. Но, самым читаемым автором Григорий Назианскийи. Читается в христианском подобии.
38 речь о Явление Господа. Писали в стихах – поэтично, что бы легче запоминалось. Так это попадает и к нам в Литургию.

Итак, в конце 4 столетия, пока запад валяется в руинах, на Востоке сохранено Образование. Интеллектуальный и континуальный дух.

17 10 2016

Профессор не хочет учить, потому что его не на столько уважают и проявляют честь (и оплату).
В тексте описывается что – родителя дают ученикам деньги на образования а студенты все пропивают и прогуливают.
(4 век, родители экономят и отправляют детей, мальчиков для получения образования. Ибо только так можно получить карьерный рост и достичь высот).
Образование обеспечивает работу в гос органах.
Работа в центре или при дворе было очень желаемым.

Большую роль играла риторика. Образование было обычным, не специализированным.
Существовало юридическое образования которое со временем ослабло.
Риторика, юридическое право и медицина (изучавшаяся отдельно).
Риторика возбуждала большие эмоции. Народ прыгал и восхвалял ораторов.
Были профессора.
Школу в Кност. Основал Константин. Но об этом нет последовательного сообщения.
Не была ли она традиционной, от основания города, основанная императором.
Константинопольская школа переживала и хорошие и плохие времена.
Известно сколько там было кафедр и греческого и латыни.

Тесный период иконоборчества (пол. 8 до пол.9 века). До 843 года. За 20 лет до прихода Кирилла и Мефодия (учащиеся у Льва Математика, Фотий и других)
Иконоборцы уничтожали источники знаний, Иконопоклонники после своей победы уничтожали источники периода иконоборцев. Поэтому сохранялись только источники
Победителей. Поэтому историки творят о Темном Периоде.
Но даже в Темное время должны быть что то типа Высших школ Императорских.
[3 век, Ориген.
Поехал молодой человек учиться на юриста. В Бейрута была известная школа куда он и приехал. Остался там попал к Оригену, Григорий Чудотворец, позже ставший епископом Неоцезарии. Принял участие в создании правовых нормативов.
Юридическая школа продолжалась до 6 века. Образование переносится в Константинополь].

[Александрийский патриарх имеет титул Папа Востока]
от Александра Македонского
Старый город с Септуагинтой
381 – неа Рома, новый Рим. Второй после старого.
Второй Собор Константинопольский]

Текст (4 век):
Говорится о строгости к ученикам, которых профессор гонял в шею за безделье.
Но, если уж что запомнили, то долго мусолили и дома и в школе.
Демостен не в почете (Известный философ, оратор).

Не выдумывали ничего нового но продолжали традиции антики.
Но с христианским оттенком. (Учились читать жития великих Отцов).