Догматика 1 семестр (часть 1)

Православная Догматика — 1 семестр.

14 10 2016

Сегодня побеждает сингулярное понимание веры
Всегда вера появляется для каждого отдельно, индивидуально.
Если говорим вера Церкви – сегодняшний Запад понимает иначе чем мы – вера каждых в отдельности субъектов.
Развитие Догм. Им не важно что бы Догмы были неизменными, так как Догма появляется с Верой в отдельности то тогда нет ничего константного.
А объективного, постоянного и не именного для них не существует;
Это нужно всегда иметь в памяти.

Вера апостолов тоже не тоже самое для них как в наши дни.

Для нас – мы являемся частью Церкви, веры Церкви, в которой полнота и которая неизменная.

Но при этом в дефинициях будут совпадения!!! Внимание опасность. Проблема сегодняшнего экуменизма.
Мы видим собрания экуменистов, что то решат и вдруг католики говорят что православные не придерживаются решений – проблема в том что каждый понимает по разному одни и те же вещи.
Слова могут быть похожи, но содержание коорденально отличается.

Для нас проблема постоянная – Для нас понятно что мы не будем уделять столько много времени библейскому форма, но наоборот формы на Соборах и её … ???

Библейскую часть нужно изучать.

Говоря о Троице – существует классическая часть Догматики когда описываются важные места. В ВЗ присутствует педагогика. В Листе Галатам (3-24) «Закон был нашим Воспитателем аж до прихода Христова».

Уже были предсказания о Спасении и все больше получает подобие конкретики.

Итак, человек после падения и изгнания воспитывается к тому, что бы от генотеизма к монотеизму о том то Бог наивысший и всемогущий и охраняет Израиль к тому что Он охранят человека.
Поскольку человек жил среди язычников и евреев, Троица не проявляется однозначно и четко.
Генезис: «Бог обращается в множественном числе – «Создадим человека…»».
Критическая библистика – это ничего не значит, отцы тоже говорили об этом.
Но, это то что касается человека. При этом говорили что это величественная форма обращения от первого (одного) лица. (ген 1-26)
Намек на то, что Бог не индивидуум.
Что касается падения человека.

Нарушением запрет расширялся наследственный грех у католиков.
У нас – преступления запрета – наказание в виде смерти.

Человек отвернувшийся от Бога смертен.
Бессмертным может быть только тот человек который с Богом.

Бог опять обращается (ген 11-7)
«Спустимся и спутаем им их языки что бы не понимали друг друга».

О Троице говорящие слова:
О Ветхо Заветной иконе Рублева – «И показался Бог Аврааму когда сидел во время жары, увидел 3 мужей…».
1) Место из Исаии – Святый, Святый, Святый», место в Литургии.
2) Видение славное (6-3) Исаия.
Видел Храм и Серафимов с крыльями. Святый, Святый, Святый.
3) Псалом 33-6 Небеса были созданы его Дыханием, Словом и Духом.

Троичная интерпретация имеет и момент создания – «И сказал Бог, Логос, Дух».
Отцы понимали как Троичное Откровение.

Далее, различаешься места как о Сыне и Святом Духе.
О Боге же весь Ветхий Завет.

Вопрос – кто говорит из горящего куста.
Кажется непонятным, но..

Троица – наш опыт. Крещение – при входе в Церковь.
Священник молится к Отцу о освящении воды что бы через крещение мы могли быть в Церкви в воскрешении Христа.
При евхаристии о освящении св Даров.

Действие Троицы нераздельное.
Могут быть вопросы кто из лиц святой Троицы.
Могли ли пророки пророчествовать без Слова, без Духа.
Иногда может быть проблема в приписывании главной роли.

Говоря о Духе Святом (Соломон 9-!7) в Ветхом З
Также там много говорится и о Сыне (2 псалом 7 стих)
Исаия 9-14, 9-6.

Важно заметить.
Литургические тексты очень важны.
На введение в Догматику – наша вера сформулирована и на Литургических текстах.
Если представить разные догматические инструкции – одна из них очень важна – «Догматика» Юстина Поповича в трёх томах. 1 — в 1928 г. 150 страниц, 2 – спустя пару лет 400 стр. 3 – 1978 г.
Главное его достоинство – он придерживается литургическими текстами.
Она переведена на русский язык. И в электронном формате.
католики и протестанты могут упрекать в малом чтении Ветхого Завета

С каждым вопросом, темой, можно связать наш определенный праздник.
Наша богослужебная жизнь очень богатая. Нужно читать и заутренние и вечерние.
А вечерняя имеет паремии – ветхозаветные тексты.
Есть несколько дней когда Литургия служится вечером в строгом посте с утра и до захода солнца и следом литургия. И вечерняя соединена с Литургией.
На Большую субботу служится литургия Василия Великого.

Рождество Христа и Крещение Господне.
Если в субботу – нет строгого поста и литургия Василия Великого не служится.
Сочельник – где служится всенощное бдение (вечерняя и утренняя) соединяется с повечерием. Обычно не служится только с каноном Андрея Крицкого и Сочельнике.

За Марию – Неопалимая Купина, Врата первосвященника.

У нас есть чтение Ветхого Завета.

Крещение Христа. Пророчества, ослик, предвестие.

Минея праздничная – все написано.
Исторический экскурс – христиане в начале имели проблемы с отношением к Ветхому Завету. Был и бой за эти отношения. Появлялись еретики твердившие что Бог Ветхого и Нового заветов разный.
Один не добрый, другой Добрый.

[Кирилл и Мефодий не пришли с полным переводом Писания, а начали с перевода праздников – чтение текстов к праздникам (поремиик)].

Это были Ветхозаветные тексты.
Новый Завет – Православная церковь считает – Откровение о Троице
28-19 «идите и крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф)
Это вело в понимания христианства.

У нас есть приказ – идти, крестить. Но нужно видеть комплексно – идти, учить и крестить. Нужно ещё и научить сначала.
Но, крещение не есть магия.

Крещение с канонического взгляда или литургического или догматического.
Догматический – учение, поучить человека что бы достичь смысла крещения.

Крестная Теология — поучительный аспект Церкви, от катохуменатов растёт и Теология.
Раньше подготовка длилась 3 года, потом сократилось на год.

Учили их очень подробно – о Христологии, о истории, литургии и т.д.
Ещё нужно было объяснить что будет крещение во имя О. И С. И СВ.Д.
Церковь должна была это объяснить.

Евангелие от Марка. Начинается от крещения Христа у Иоанна Крестителя.
Описывается крещение Господне. Теофания – явление троицы.

21 10 2016

НОВЫЙ ЗАВЕТ – ОТКРОВЕНИЕ О ТРОИЦЕ

Крещение Господне – Явление Троице.

Пролог Евангелия Иоанна (Вначале было Слово)
Поэтому Иоанна называют Теологом.

[Я и Отец – одно]

2 лист Коринфянам 13-13
Евхаристический момент – верующие оставались на Литургии.
Вера не росла на Новом Завете, вера росла на другом, на Традициях?

Апостольские Отцы дают контекст и понимание традиций и периода Нового Завета и позже.
Апостольский Собор
Листы Апостола Павла ( Послание самые старые)

Полемические тексты – Иереней (ученик Поликарпа – Апостольский Отец и Ученик апостола Иоанна)
Иерений слышал что его учителю говорил сам апостол Иоанн.

Дидахе (2 век)
Что касается крещения – выучить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Практика Церкви.

Троичная наука Нового Завета.

Бобритский (автор
[разные модели при разборе Троицы в НЗ.]

[человек в Духе святом через Сына идём к Богу Отцу.]
Троичная модель не одна!
Нужно знать
НЗ – Христос говорит и о Отце и Духе и различает их. В Отче наш отличает их.
При Преображении Господнем они видели и слышали.
При Крещении слышат голос и видят Дух.
Языки пламени.

Видим что Сын отличается от Отца,
На кресте отдаёт ему душу.
В 17 главе Иоанна – я и Отец Одно, все что у нас есть Одно.

Отличает и от Отца и от Сына Дух.

Действуют три особы не отдельные но разные. Воля и действие – Троица, трёх Божественных ипостасей.

Отец рождает Сына и он причина его бытия а также и святого Духа из Отца исходящего и который действует по одной воле святой Троицы.

Первый текст очень важный —
Ранние свидетельства.
Ученики Апостолов или учинили учеников, когда любой аргумент можно перепроверить, спросить лично тех которые ещё жили при этих Событиях.
Апостол Иоанн уже не живёт, но он это говорил и я это подтверждаю. Авторитетно.
В Дидахе в 7 пункте мы видим свидетельство о крещении и о евхаристии.
Иреней или Игнат Антиохайский.
Лист Коринфянам от Клемента Римского говорившего – разве нет у нас Одного Бога и одного Христа и Духа излитого на нас? Не одна ли наша Церковь и наша вера также?
Послание Игнатия Антиохийского – Теофорос (Богоносец)
(Умер +103-108году.)
Послание в Эфес 20-2
Особенно если бы мне Господь явил что вы бы сошлись в одном месте.
Преломляли один хлеб для жизни вечной во Христе со всеми епископами.
9-1-2
Будьте глухими если бы кто говорил вам что не был Иисус от Марии рождён и не был распят и не воскрес.

Отношения Отца и Сына.
Вопрос о св.Духе, в некотором роде на заднем плане.

Символ Веры Апостола Павла – самый старый символ сохранившийся Как самый старый свидетель тех Событий. «Передаю вам в первую очередь то что я сам принял».
Передавайте – традиция.
1 Коринфянам 15:3-4 «ХРИСТОС УМЕР ЗА НАШИ ГРЕХИ И Воскрес в третий день по Писанию»
Пишет что некоторые ещё жили, но некоторые уже умерли. О том, что являлся ученикам.
Это значит что христианин не по крещению но по Христу (Христоцентричная вера)
«за кого вы меня принимаете?»
Исповедуем что Христос – Спаситель.
По исповеданию идёт крещение во имя Троицы.
Почему же не крещение во имя Христа?? Потому что заповедано как нужно крестить.
О Христе говорим только после Вочеловечивании! Нельзя о Нем говорить до этого.
Небольшая проблема в том что некоторые Отцы так делали.
Во всей истории спасения есть момент что человек создан по образу Христа.
(Бог в момент создания человека уже знал что человек согрешит и падает и что будет послан Сын Божий позже Христос.
И по образу Нового Адама создаст Старого Адама (Иреней говорил так)
[ Ориген …
В троичной формулировке говорим как о Сыне Божием!
Важно не только в Бога правильно верить но и правильно говорить.
Важно различать Сына и Христа.
Для них был важен вопрос – кто такой Христос?
Апостол и евангелист Иоанна – это Вочеловечившийся Сын Божий;
Но и это ещё не полный ответ, позже у апологетов о отношениях Отца и Сына:
Божие Слово – есть Бог, но что это опять значит? Для нас сегодня уже понятнее, но тогда в той среде, которое имело разные взгляды давало намёк на рождение нового, другого Бога а Писание на этот момент в полной мере не даёт.
Но, понятно из терминологии что Сын позже Отца, но Отцы так глубоко не разбирались. Продолжали изучать Писание, прославление (у Климента), формулировки что Христос и вечный и Единородный.
Ефеским 1:2 Вочеловечившийся Бог; Иисус Христос наш Господь (Игнатий А.)
Послание в Смирну 1:1 о Сыне Божием.
Христологические формулировки – рождён от рода Давида телом, но вечный как Бог – верю в И.Х. Бога.

Пневматология же, о Духе Святом – как понять и описать Веру в Троицу (в крещении и не только) Появлялись эксперименты по понятию – Троичная Ангелология – в старозаконной троице (икона Рублева) три ангела.
Это связано с Еврейской средой (Жидо-хрестианская среда).
Когда они начали теряться, Отто представление начало терять смысл.
Спор на Апостольском Собрании – были две группы 1 которая от жидо-хрестиан и 2 от язычников.
Знали обряд тайной Вечерии (Жидо-хрестиане) И знали другие тонкости.
Язычники этого не знали.
Спорят Иаков и Павел.
Иаков хотели что бы сначала стали оглашённые евреями а уж потом христианами, Павел говорил наоборот что и евреи все не могут держать в голове и лучше сразу становиться христианами.
[новозаветные апокрифы – которые не были приняты в НЗ]
Но, есть и старозаконные апокрифы – которые знали Отцы (Издрашь – этого нет в библии в синодальном переводе, но есть в церковнославянском)
«Взятие на небеса Илии (Изаяша)»??

Говорится о ангелах – Ангелы Господни
Еврейская Ангелология
Первое представление что все поклонялись Ангелам (Михаил и Гавриил) а они уже поклонялись Богу. (они как Сила и Могущество Бога – Михаил и Гавриил)
[Но субординация – Отец апостол Сын и Дух ]

Модализм – Бог один
1. Отец, Сын, Дух св. = только имена Одного Бога
2 Что Сын и Дух помощники Бога – единственного настоящего Бога.

Но христиане говорят что Бог Один – «Веруем во Единого Бога Отца…»

Герман пастух:
Текст написан в Риме, написанный Римской латиницей (греческим?)
Интересен тем что задумывается над вопросом актуальным в то время –
Христиане жили в чистоте и ожидании Конца. Была опасность стукачество и смерти. Ожидали ещё застать 2 пришествие.
Но с течением времени человек месяц, год, два после крещения ещё держится но рано или поздно согрешает…
Вопрос – что будет с человеком крещённым, но который согрешил?
Лечением является покаяние.
Другой вопрос – согрешить в мысли.
У евреев грехом считалось только поступок.
Но в Евангелии говорится об этом легализме и формализме (если глаз твой грешит вырви его)
Появляется образ – Притча о поле, хозяине и забое и заботе об этом поле.
Поле это наш Мир, Хозяин кто все сотворил, Сын – Дух святый.
Забор это святые,
Когда я записал все пастуха, пришёл ангел и решил показать все, Дух — Сын
Божия ли слова или Дух святой.
Небыли ясного понимания о Святой Троице – говорит о том, что они нераздельные.

Мы говорим о Триединстве.

Даже в Ветхом Завете когда говорится об Отце, инспирирован Духом святым сквозь Божие Слово.

Доксологическая Троичная Наука. Крещение. Концентрация на вопросы
Первые эксперименты – Ангелология, позже не ясная.
Проблема Германа Пастуха = Сын Божий – Дух святой