Мариололгия

27.1.2018

Лекция о Мариологии.

Как принимаются христианскими церквями Богородичные праздники?

В Католической Церкви эти праздники не являются важными и значимыми, в первую очередь речь идет о почитаемом в православии празднике «Введение во храм пресвятой Богородицы».

Тхеотокофилия – любовь к Богородице. Важная черта православия.

Когда двое говорят одно и то же, это всегда значит не одно и то же.

Католики любят искать изречения Святых Отцов в патристической литературе, в поддержку своей идеологии. Но, при этом, они не обращают внимание на то, что Святые Отцы эти свои изречения говорили совсем в другом контексте, например в вопросе о «не оскверненном зачатия Пресвятой Девы Марии».

В Западном христианстве была твердая опора на города Рим и Иерусалим. С приходом и завоеванием Иерусалима мусульманами это был сильный удар для Запада, что в последствии и вызвало необходимость созыва Крестовых Походов для освобождения Гроба Господня.

Из апокрифных текстов мы знаем, что окончание земной жизни Богородицы скрыт тайной, и её успение не связано с конкретным местом на земле, то есть, нет культового места. Но, сам культ все же появился, он был связан с одеждой Богородицы, её облачением. Почитание связывали с одеждами, которые Богородица дарила и другим людям.

В Константинополе хранилась часть одежды (Покрова [zavoj?]).

Важно понимать, что Пресвятую Богородицу можно было почитать в любом месте на земле, в отличии, например, от Гроба Господня, это сильно укрепляло и развивало её почитание в христианстве.

Науку о Мариоологии можно разделить на два периода.

  1.  период — от Третьего Вселенского Собора в Эфесе, от 5 до 9 вв.
    Тут начинает концентрироваться почитание к Пресвятой Богородице.
    Этот период тесно связан с Христологией.

В отношении других деноминацией, при разговоре, например, с протестантами – у евангелиста  Луки сказано, что будут почитать и благословляться Марию Богородицу, и если они не оказывают такого почитания, то не живут христианской жизнью вопреки евангелию.

«39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Ис 61, 10 Авв 3, 18
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
Пс 102, 17»

Термин Богородица – Христологический в соответствии с Третьим Вселенским Собором.

Протестантам, впрочем, все равно, что происходило на всех этих Вселенских Соборах. Хотя они и заявляют, что их вера основывается на столпах Вселенских Соборов. Так же, впрочем, и у католиков, которые в свою очередь все больше основываются на авторитете папы римского.

На Пятом Вселенском Соборе присутствующие участники думали и разбирали то как им воспринимать личность Иисуса Христа.

Ранее, на Соборах, было сказано что Христос – две сущности в одной ипостаси.

Человеческая сущность была принята во второе Лицо Святой Троицы. Это и есть — главный камень преткновение и у католиков и у протестантов.

Второе Лицо, в которое было принята человеческая сущность.

Третий Вселенский Собор решает вопрос о Богородице.

В православии титул – «Тхеотокос» (Богородица), «Аэй Партхенос» (Присно Дева), «Панагия».

[Присно Дева – Аэй чехи переводят как příště (потом)]

Это основные титулы Марии.

 

Несторий пришёл в Константинополь из Антиохии, что бы стабилизировать на тот момент не спокойную ситуацию в городе, попутно набрав себе кучу врагов и не доброжелателей.

Никакой Константинопольской традиции тогда не было. Александрия была древним центром образования с более древней теологической традицией.

Несторий стал вторым после Иоанну Златоустом патриархом из Антиохии.

Несторий утверждал, что титул Марии Христородица а не Богородица, полагая что ей надлежит так именоваться благодаря рождению Христа, а не Бога.

Началась сложная теологическая переписка Кирилла Александрийского с Несторием, с целью образумить последнего. Несторий, в переписке отвечает не менее твёрдо и жестко и даже откровенно грубо — «благодарю тебя за твое письмо, не буду обращать внимание на твою невежесть, но тебе не мешало бы пройти осмотр у психиатра…».

Несторий, обвинённый Кириллом защищается, говоря, что Богу нет необходимости рождаться от человека.

Несторий, схоластик с философскими проблемами, отказывается от двойного рождения Бога — что Христос рождён от Отца а потом еще раз от Девы Марии.

В Кирилловских же текстах прослеживается явный аполлинаризм.

Аполлинарий говорил, что Логос заменил у Христе Нуз, правящую часть, и его уже нельзя считать обычным человеком (защита против Ариан).

Ариане, говорили что Христос — просто человек, некогда сотворенный Богом-Отцом, не единосущен Богу и не равен Ему.

У Нестория Христос распадается на две части – Христос Бог и Христос Человек.

Несторий, их единство видит в «физикэ» (фисис) – настоящий, но не в естественном единстве.

Вопрос стоит с рождения ли Христос есть Сын Божий? И это, уже тесно связано с блудом адопционизма.

Можно спросить у протестанта, где в Новом Завете Христос говорил, что Новый Завет — единственный и главный авторитет для христианина?

Если протестант не верит в божественность Христа, то у него будут проблемы и с Богородицей.

Адвентисты, на удивление, все же верят в божественность Христа.

На Эфесский Собор проходящий в 433 году, был приглашён и Несторий для свой защиты, но пребывая в одном городе, и даже на литургии в одном храме, эфесский епископ не захотел с ним сослужить Литургию.

Участники Собора ждали делегацию из Антиохии, которая из-за длинного и сложного пути сильно задерживалась.

Иоанн Антиохийский отправил на свою голову странствующей делегации сообщение с некорректной формулировкой что спровоцировало соответствующий ответ:  – «если сможете, то подождите нашу делегацию, если возможности нет, то начинайте без нас».

Участникам Собора это было только на руку, и они моментально осудили Нестория. Они никого не стали ждать, думая что Собор, это другое чем паломничество по святым местам, странники задерживаясь дают добро, то можно смело начинать.

Прибывшая же с большим опозданием антиохийская делегация ожидала совсем другой реакции: а именно, что остальные проявят уважением и не станут начинать Собор без них. Поэтому, делегация приехала и собрала свой собственный собор, где приняли противоположное решение.

Потом, в ходе разбирательств был принят «Документ о Примерении».

В Халкидоне Лев Великий играл на Соборе важную роль.

Макаров написал книгу «Мариология Феофана Никейского» (14 век) – почитание Марии сильно усиливается после появления мусульман.

 

  1. период – 14 век.
    Древнейший гимн Григория Паламы – «введение во храм Пресвятой Богородицы».
    Николай Кавасил написал несколько работ: «Изложение Божественной Литургии», «Жизнь во Христе», «Три Мариинские гимны».

Характеристика почитания Марии.

Ввера все ещё остается христоцентричной – Христос в центре и почитание Марии не вытесняет Христа. Почитание Пресвятой Богородицы возможно исключительно благодаря Христу.
Этот период тесно связан с исихазмом – как реализация исихастского идеала. И, антропологии.
Праздник «введение во храм» – почему он празднуется в православии?
1 – ядро, в нем нет отпоры на Писание. О нем, мы знаем, исключительно, исходя из апокрифов, видимо из протоевангелия Иакова. Предшествование Христу, приготовление  Марии стать матерью Христу. Чудесное рождение Марии. Обет отдать Марию в храм.
Рождения Марии и Иоанна Крестителя – символизирует и отражает результат постепенного очищения и освящения человечества. Подготовка к рождению Марии и Иоанна,  предшествующие приходу Спасителя.
Мария готовится к вочеловечению Спасителя, воспитывается в храме, очищается и только после этого через неё может родиться Сын. Выражен идеал, который нужно применить.

Иерархия праздников:
1 – Пасха.
2 – Успение Пресвятой Богородицы (малаялам Пасха).
3 – Преображение Господне.

Митрополит Иерофей (Влахос) подчёркивает важность праздника Успения Богородицы.
Эти Мариинские праздники были приняты в период между 6 и 7 вв, древнейшие праздники.
В праздник Успения (читаем в апокрифах и богослужебных текстах).
На указанной иконе видно, после Успения происходит Вознесение Пресвятой Богородицы.
В православии Мария полностью человек, поэтому у нас нет как у католиков догмата о «не осквернённом зачатия» Девы Марии.
Мария подтверждает исихастам возможность ещё в этой, земной, жизни достичь очищения, освящения, обожения и спасения – три стадии духовного восхождения.
Мария не исключение, но образ, как подготовкой достигается святость.
Восток не знает наследственный грех (идея Августина Блаженного).
Восток знает наследственную смерть, от преступления человеком Божией Заповеди.
Образ позволяет человеку преодолеть свою тварность.
Святые есть свидетели того, что человек хоть и склонен к греху, может жить не греша.
Запад шёл путём наследственного грех — и человек и Мария должны были бы родиться во грехе. И, Христос, родившись от Марии, тоже бы родился в грехе.
Но, у Востока этого учения никогда не было.
Поэтому, Запад читая Патристику ищет там себе подтверждения этой не православной идее. Некий Кидонес, отстаивал,  что и на Западе в 14 веке не было так широко принято это учение.
Гус был последователем этого учения и сама эпоха реализма.
Почитание Марии основано христологически – веря в Христа как в единого Бога и Человека, свидетельствует а мы,  признаем Пресвятую Деву Марию Богородицей.
В период исихастов, Церковь через праздники выражает свой опыт в «истории спасения», которые были подготовкой к самому спасению человека через достижения святости чистотой, а не своими собственными силами.
Спасение, человеку, возможно лишь идя путем праведности навстречу Божией Милости — синергия.
Дионисиевская триада – очищение, освящение, Теозис. Так видится исихастами и Богородица.
В общении с протестантами, в Писании ясно сказано, что все поколения должны почитать Богородицу (Евангелие от Луки 1:39).