Пасторальная Теол. и Гомилетика (часть 1)

ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСТОРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ И ГОМИЛЕТИКА.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСТОРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ И ГОМИЛЕТИКА

Пётр Корманник – «Православное душепастырство 1»

Относиться к гос защите (магистра)
Источники пасторальной теологи и вспомогательные науки

Под пасторальной теологией понимается Самостоятельная теологическая дисциплина, занимающаяся пасторальной службой в Христовой Церкви. Как с её внутренней стороны так с её сущностью и основными принципами.
Так и с её внешней стороны её исполнением и формами, которыми Она в мире осуществляется.

Своё название получила Пасторальная Теология (Богословия) от слова Пастырь – которым в Священном Писании обозначаются избранный Особенности, с помощью которых Бог являл свою Волю и свои Законы.
И сверял им заботу (службой) обращать людей от зла и греха и жить в соответствии с Божьими Заветами.
Сравнить Псалом 23 (иврит) «Господь Пастырь мой»

В Ветхом Завете это были Патриархи, Священники, Короли и пророки.
В Новом Завете Иисусом Христом сверенные апостолы и их последователи епископы и священники, которые сохраняют ортодоксальную христианскую веру в рамках Одной Святой Соборной Апостольской Церкви.

Пасторальная теология как самостоятельная дисциплина появляется в конце 18 века.
Вместе с Литургикой, Гомилетикой, Церковным Правом и Катихетикой – создавала группу так называемой Практической Теологии.

Это понятие – Практическая Теология используется в протестантской среде, потому что его предметом и наполнением – практическое действие или служба христианского пастыря.
Вечные основы для пасторальной Теологии без сомнения основываются на учении, деятельности и жизненного примера Господа Иисуса Христа как пророка, Короля и Первосвященника. А также, на Его приказаниях и наказах, которые Он оставил своим последователям. «Идите ко всем народам и приобретайте мне учеников, крестите их во имя Отца и Сына и Духа Святого и учите их что бы и Тони сохраняли все что я вам наказал».( Матф 28 19-20)

В широком смысле слова Пасторальная Теология делится на:
Катихетикой
Гомилетику
Литургику
Специальную Пасторальную Теологию

Или Теорию духовного пасторства верующих.

Пасторальная теологии занимается подготовкой священника для церковной службы.
Какими властностями он должен обладать и каким образом жизни он должен жить.
Далее, пасторальной службой в её сущности и её развитии в Ветхом Завете.
А также применение некоторых форм и способов служения и деятельности пастора.
При предоставления помощи на пути к спасению его духовных детей.
Задача священника при посредничестве учению Письма, продевания Таинств при Богослужбах, молитвах и применения церковной дисциплины
Что б верующие при действию Божьей Милости достичь спасения (2 лист Петра 2:4).

Пасторальная теология – учение о искусстве, ведению и обращении человеческих душ.

Эта цель соединения с Богом осуществляется в сотрудничестве с Божией Милости по определенным законам и правилам, которые проистекают из сущности и значения Церкви.

Лист Ефеским 4 14-16
«В духе этих слов св апостола Павла каждый пастырь имеет обязанность. По мере своих сил, возможностей и способностей и в сотрудничестве с Божией Милостью следить за жизнью доверенных ему душ и присматривать за ними.
«Епископос» (сравнить).

Что бы из богатой книги опыта черпать и одновременно сам учился как Правда и Милость действует и формируют эту новую жизнь.

Взятый Григорий Назианскийи (Богослов) в своей третьей речи говорил: «вести человека, того самого умного (хитрого) и неизменяющегося из всех животных, я считаю искусством выше всех искусств и наукой наук».

Источники:
Главным источником из которого можно вычислить принципы и законы сути целей и исполнения пасторальной службы в Церкви несомненно Божье откровение.
Официальные Источники: Святое Писание Ветхого и Нового Завета. В Ветхом Завете к примеру предписания касающиеся СТАРОЗАКОННЫХ священников к примеру у пророка Изехииль против плохих пастырей Израиля 34 глава и обещание Доброго Пастыря в этой же главе.
Кохен, Коен, коэн священнического происхождения от Аарона. Плурал Коханим.

В Евангелии открывается бесконечный идеал особы Христа первосвященника и наивысшего пластыря, Учителя Правды и водителя человеческих душ, за которых пожертвовал жизнь.

В Деяниях и апостольских Листах мы находим многие примеры Правила, наставления и Советы апостолов своим последователям при исполнении пастырской службы.
Сравнить (Деяния ап. 20:17-28, 1 Лист Петра 5:14…) Что бы они знали как нужно себя вести в Доме Божьем «Церковь Живого Бога столб и основа правды (Мотов 3:15…?)
Пастырские листы апостола Павла

2
ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ И УЧЕНИЕ
Выраженные и письменно сохранённые в авторитетных предписаний и постановлениях.

Каноны святых апостолов, экуменических и местных Соборов и некоторых святых Отцов. Особенно в соединении с Богослужбой, Обрядами, исповедью и т.д.
В них используются принципы христианской веры и нравственности, для различных необходимых случаях церковной жизни и практики.

Между официальными источниками Пасторально Теологии :
Тексты церковных писателей от древнейших времён которые разбирают разные стороны духовной заботы
Решения Экуменических и местных Соборов
Синодальные
Архипастырский (епархиальные) листы и постановления

3 – благочестивые привычки (традиции) и практики узаконенные местной традицией и оправданные отдельными духовными пастырями в соответствии с духом и учением Церкви.

4
Вспомогательные науки Пасторальной Теологии
А) Теологические – все исторические систематическое и практическое Богословие.
Библейская и Церковная Археология.
Отборные жития и автобиографические исследования отдельных духовных пастырей, которые значимо потрудились на углубление духовной заботы.
Б) светские науки – логика, психология, педагогика, антропология, медицина

26 10 2016

Архиепископ Никанор Херсонский.
Писал: «Пастухи, опережающие (Сопровождающие) свои стада нуждаются в посохе, ему самому необходимо опираться о него. Поскольку пастырское ведение не просто. Всегда идти, всегда идти впереди. Стой всегда на ногах и долгое время.
Ноги уставшие, руки опускаются.
Волки вокруг стада, волки в самом стаде. Невозможно их отпугнуть голыми руками.
Что есть посох опоры есть и посох обороны.
Конечно же, в первую очередь Милость Божья, а потом и все то, чем она приобретается – вера, молитва и самопожертвование. Кроме посоха есть книга».
Тексты, Москва 1889 часть 1
Протопресвитер Г.Й. Шавальский. (В Царской России их было только два),
Сегодня – протоиерей. Аналогичное название но считался титулом высшим.

Православное пастырство
Часть 1:
Отец Шавельский говорит в своей работе о задании которое сыграло при обучении пасторальной теологии в России митрополит Антоний Храповицкий (одно время Киевский). Первый иерарх Русской П.Ц. Заграницей..

Митрополит Антоний говорит: Пастырская служба состоит в служении Возрождении души и действую Божией Милости. К деятельности на этой службе получает пастырь дары которые его внутренне возрождают. Этот дар проявляется в определенных диспозициях пастыря, от которых зависит и успешность его деятельности.
Поэтому и предмет пасторальной теологии должно бы быть более строгое обозначение этой диспозиции а также и выражение законов (правил) как получать, развивать, охранять. И как действовать в жизни прихода.

Из 9 статей Митрополита Антония, которые основывают курс его лекций для студентов московской и Казанской академии – 8 исключительно уделено разбору и объяснению внутренней стороны пастырской службы, которая есть источник и основа любой пастырской деятельности.

Важно понять, что в пастырской деятельности утренняя сторона есть самая важная! Как это показал Апостол Павел 2 лист (послание) к Тимофею 2:6

А разбор этой стороны в первую очередь делает нашу науку пасторальной а не практической теологией.
Пасторальная теология должна выражать сущность и основы пасторальной службы, объяснить условия успешного духовного развития пастыря. Найти тайны и способы успешной деятельности пастыря у своего стада (прихода).

Пастырская забота о душе:
Гомилетиках учит какой должна быть Церковное проповедование пастыря, что бы оно было в согласии с Писанием и учением Святых Отцов и установлениями высшей Церковной власти. А также и с требованием к ораторскому умению с законами ораторскими, состоянием слушателей и так далее.

Гомилетика касается одной части пасторальной деятельности – учительской и при этом с амвона.

[Смысл паст.теол. – главным смыслом – смысл иерархи, жизнь прав. Христ. Участие в Литургиях, Тайнах – все должно вести к объединению с Богом – Теозису].
Цели и идеалы для всех одно.