Православная Догматика (часть 2)

Православная Догматика 1, (часть 2).

4 11 201

Троичной науке и важности веры в Троицу – о основе нашей веры и связи с крестом.
Указание к посту находится в Писании. В Дидахе мы видим что указание ко крещению реализуется. Там есть полная инструкция (катахумен, подготовка).
Что указывает на Троицу – в НЗ (крещение, Богоявление, Молитвы когда Сын молится к Отцу о ниспослании Духа Святого)

Апостольские Отцы – продолжатели линии новозаветной, продолжают в Практике крещения. Продолжают в доксологичной Триадологии (в молитвах).
(начало Евхаристического канона – «милость Господа нашего И.Х. И любовь Бога и Отца буде со всеми вами»). В это линия идёт от Апостольских мужей с большим акцентом вопроса Христа.
И первое исповедование Христа как Спасителя.
(Вера в Духа Святого тоже есть, но не выразительна).
Апостольские Отцы – ученики учеников апостолов.
Формально продолжающие деятельность ещё В НЗ.
В основном Послания (форма и содержания такие же, как в НЗ в деяниях Апостолов, обсуждаются те же вопросы).

Попытки ухватить Троичную тайну. Но, святые Отцы его не принимали, а именно:
Христиане исповедуют одного Бога (монотеисты) За это были гонимы политеистами (не почитали Императора).
Но, при этом Отца и Сына и Святого Духа.
Поэтому:
– Модализм – это три разных имени 1 Бога.
Элегантное и до сих пор популярное решение.
— Ангелология – у жидохристиан был свой контекст, который вскоре теряется. У нас сегодня нет таких источников, но пара текстов сохранилось – Отец восседает на престоле и все Ему поклоняются и служат. Рядом с престолом стоят два Ангела (Сын и Дух) и служат Ему а все творения служат им. «Герман Пастырь», «Вознесение Изаяша».
В нашем сегодняшнем понимании ангел – это вестник, созданный.
А у жидохристиан при исчезновении перестаёт существовать такое представление.
Первое напряжение между О.иС.иС.Д. И тем, что Христос есть наш Спаситель.
И какое Его отношение в Троице как Спасителя.

Период Апологетов.

Отношения Отца – Сына. Бог – Логос. (Позже Логос (Христос)

Апологеты в отличии от Ап.Отцов …
Период попыток объяснений Тайн христианства язычникам

Апологеты были гонимы (апология – защита), их обвиняли в преступничестве и безбожии.
Акцент апологии на интеллектуальности – христиане развивают то что философия делала от начала.

Решали вопрос существует ли Логос самостоятельно от Бога Отца, а если да то как долго?

— Логос Божий Сын и позже вочеловечившийся Христос.

Юстиниан Мученик (философ) – решает другой вопрос в меньшей апологии – как так что язычники тоже, в некоторых вопросах были правы? Потому что они придерживались того Логоса который рассевающий (Логос сперматикос и смерматику ту Логу).

Другая Попытка у Теофила Антиохийского:
Он делит Логос эндиатетос (внутреннее) и Логос (произнесенное – имеющее своё существование).

Они старались показать, что Христос вочеловечившийся Слово язычникам.

Нельзя рассматривать линейно.
НЗ->апостольские Отцы->апологеты

В апостольских текстах есть апология?
Послание Климента (Апостольские Отцы – самый древний текст Ап.Оц.) старше Апокалипсиса.
Ириней ученик Поликарпа (Апостольского Отца)

Ириней – превзошёл своё время. 2 столетии.
Жил в Леоне (Галии)
Писал по-гречески, который не сохранился. Греки не работали с этим текстом, потому что сохранился только вариант в латыни.
Сосредотачивался на полемику с гностикой (гноза), когда пропала актуальность, никто уже им не интересуется и не изучает и не переписывает.
В 4 столетии уже никто не интересовался.
Но ещё раньше было переведено его творчество с греческого на латынь, которая сохранилась до наших дней.

Ириней очень странный – его наука выглядит как будь то ещё по Никейская, кападокская.
У него свои черты, в которых мы узнаем о его троичной науке.
Отец который Творит Своими руками, Сыном и Духом Святым.
18 11 2016

Апологеты.

Помним, что нельзя считать, что все идут последовательно друг а другом.
Ещё во времена Апостольских Отцов появилась Апология. Ириней был учеником Апостольского Отца – Поликарпа.
[ Греческий Патролог Стилианус Папулус (ныне не живущий), посещал ГТФ].
Климент Александрийский – «Настоящий Гностик» (Климент ищет настоящего гностика, особенно в христианстве). Хочет подавать христианство как гностика. Но этого нет в христианстве, скорее это его жизненный путь, связанный с этим.
Апологии может быть делима на две основы:
1) Апология как защита у христиан. Были обвиняемы в атеизме, в отсутствии морали, как преступников, потому что не придерживались закона. Софистически в людоедстве (собирались, что бы причащаться). Апология оправдывает, что христиане молятся за Императора и т.д.

2) интеллигенция, идти на встречу язычникам что бы правильно и удобно им подавать вероучные и догматические вопросы В понятной язычникам форме. Это приносило некоторые сложности. Апологи «пошли навстречу» — иногда они переходили разумные границы (видимо христианства). Вероятно, это была ошибка.

Христиане и Церковь видимо не воспринимали веру как аутентичное вероисповедание (выражение веры).
С точки зрения догматики можно рассматривать 2 вариант как попытку выразить веру Церкви, но при этом понимаем, что есть отрицательные стороны.

Апологеты использовали современные представления и показывали что христианство не глупое, не бессмысленное и уж точно не опасное. Это собственно то что их мучило.
Язычник ценил в религии у Гомера (напр.) язык, на этом учили греческий.
Греческие философы и интеллектуалы смотрели на христиан и говорили – НЗ в греческом не самый лучший образец языка… Важнейший текст ничего не стоит, а что до содержания? В отличии от Гомера и геройских историй в НЗ – Бог родился в хлеве? Где геройство? Потом его вообще убьет?» Язычники смотрели иронично… Апологеты пытались их в этом разубедить. Христианство было религией бедных. Богатые не находили в нем для себя ничего интересного, что бы их заинтересовало.
Апологеты поставили цель их в этом переубедить, хотя и с точки зрения языка было слабо. Хотя и евангелисты писали достаточно не плохо.
Апологеты идут путём «Теология сверху» Взяли за основу «Логос» — ОТЕЦ (Бог).
Поставили в основу мышления. И старались каким-то образом соединить Евангелие от Иоанна. Если бы они смогли увязать Бога и Логос как вочеловечившегося Бога.
И, Логос Иоанна связали с Христом, в том периоде времени мышление позволило.
Юстин Мученик спрашивал, как так что философы могут тоже знать правду, ведь правую философию может иметь только Христианство.
Вопрос зачем Логосу как разуму существовать отдельно? Или может быть как силой Отца? Но уже Еврейское учение – мудрость существует автономно от Отца.
Тема Апологетов – разделение и ипостазировать Логос, что бы позже соединить с Христом.

[Сначала Слово в голове, а потом оно во вне].
Еретики говорят, что вот было время, когда Его не было. Но, это не интересовало пока Апологетов, они лишь старались увязать Логос-Христос.
Апостольские отцы верят в Троицу, Доксология и благословение в Троице.
Апологеты уже должны были взять во внимание в лицо святой Троицы. Ипостась.
У Иринея нет проблем с Троичной наукой. Также как и Ориген.
Их мышление отличается, у них нет никакого сомнения о вечном существовании Сына. Они вне гностицизма. Уникальны и тем что действуют в другом контексте.
Полемика Иринея с гностиками –
Работа против ересей, на самом деле против гностиков. Разоблачение гностических наук.
Говорим о Иринее только в суперлативах, так как он уникальный человек.
Он основывается на Евангелиях и Павловых Посланиях, Мартирологии. И смог веру понять и описать таким необычайно важным образом, будучи всего в 4 веке и не имевший ни Афанасия Великого никого перед собой.
Но, нам его творчество на греческом не сохранилось.. Только перепись в латыни.
Вопрос почему? Потому что его мышление и его тексты опережали время (в века?), или потому что гноза. Что такое гноза – «духовное познание».
Гнозис – некоторые считают, что это учение, появившееся с краю Еврейской религии и опасно тем что смешивает все религии (языческого, пермское, Еврейское), поэтому гнозис тяжело описать – многоликая направленность. Еврейская, восточная гнозис.
В христианстве: кроме Евангелия и ветхого завета, Иисус ещё 40 дней после воскрешения ходил и учил истинной правде. А епископы и остальные это те кто не в теме.
У Евреев – Моисей получил устные знания познания а скрижали это все ерунда.
В то время гнозис был Эмпирической. Эмоции.
Это всегда прильнуло человека что бы он свою веру смаковал
Это очень сильно проявляется у Иринея. Гнозис – в обожении (Теозис).
Гностики жили скрытно, на окраинах и передавали свои информации и отравляли церковь. В частности Кабалой.
Ириней и Ориген были вынуждены написать действительное выражение веры, что бы никакие болтуны не выдумывали. Так почему же работа Иринея не сохранилась на греческом.
Гнозис- вопрос 2-3 вв. При Иринеи и Оригену. После этого уже нет опасности.
[кратохвил атаковал Иренея что он все высмеял]
Кумранские тексты подтвердили, что то что было у Иренея все правда!
Но, сначала нужно читать книгу о гностицизме а уж потом все остальные.
Опережал время или гностицизм пересилил.

Ириней Троичную науку не выдумывает – его мышление в Сотериологии.
Ключевая наука Иринея – «Рекапитулацио» (лат.), (Анакефалаиосис, Греч. — ОГЛАВЛЕНИЕ).Обновление.
Его мысль – Христос пришёл для того, что было изначально было испорчено первыми людьми, что бы он это исправил сделал правильно. Христос новый Адам, а Мария – новая Ева.
Адам своей послушностью на древе креста нас спас от того куда мы попали не послушностью древа первого Адама. И что бы новая Ева выслушала доброго ангела, в противоположность как старая Ева выслушала злого ангела.
Это происходит для того – Бог стал человеком для того что бы Человек достиг Теозиса (обожения). [неправильный перевод слова «стал», правильный перевод «достиг» (досахл)]. [Боготворение – тхеесай, Тхеопоэсис].
!!!

Полемика с гностиками.
Их представление, что они растворятся в плеромату. «Он же сказал только Христос, через Христа».
Гностики говорили и делили на соматики и на тех, кто духовные – пнеуматики и только духовные могли увидеть правду.
Ириней же ясно формулирует одно непреложное правило – «духовный человек тот, в котором действует Дух Святой»!
Ириней ясно говорит о Духе Святом, пишет о нем. Апологетов не интересовал С.Д. А Ириней был спровоцирован писать и использовать в оборону Святой Дух.
Духовный человек – единства души и тела, и так он был создан. Руками Отца, Духом и сыном. О.С.ДС. Троица, которая в единстве действует едина. И имеет одну сущность.
Это второй век! Очень не тривиально для того времени!
«Кто о Вере этого скажет много не увеличит её, кто скажет мало не уменьшит её».

[Романидос – греческий эмигрант выросший в Америке среди неверующих].
опасность Лосского (Апологет),

Компромисс с инаковерующими?

25 11 2016
Святой Ириней Лионский

Гностицизм.
Основана на впечатлениях.
Получали удовольствие от впечатлений.
Только сидеть у писания и говорить о морали, скоро во времени утомит народ, поэтому поют, и т.д., поэтому требуется народу впечатления.
Но, гностики … Говорят ли при этом о Христе???
Ранняя Церковь не отказывалась от этого. Обряды посвящения, Литургика. Гностицизм устранили тем, что там торжественные обряды, сильные впечатления для людей.
Прирожденная потребность человека.
Пасхальное богослужение.

Ариане завели Антифонное пение (до этого читали псалтырь).

Ириней опережает своё время, также как и Ориген И кладут акцент на Апостольское наследие, протигностический взгляд.. Старались не допустить что бы крещение получил человек не правоверного взгляда веры.
Ориген говорит чётко о вечности Сына.
Ириней описывает и говорит, но систематически это не утверждает.

Апологетам это не интересно. О Сыне говорят как о Логосе создателе мира.

Ориген исходит из Божественного Отцовства. Отец и сын должен быть вечным.

[Эта тема действует и для католиков, даже больше чем для православных, которые недолюбливают Оригена. Католики реабилитировали Оригена. На Вселенских Соборах они осуждали мнения не правильные, но не являясь толкователями. ].

Гермениутика и критические источники создаются в периодах:
— 5-6 века, когда начали брать цитаты из авторов (святых Отцов) – брали из контекста Святого Афанасия Великого.
— более строгие времена 13 века при дискуссии с Западом.
(Трактат Фомы Аквинского против грекам, где он осуждает учение православных. Но 80 процентов бездоказательны).
При словах что филиокве отстаивает тот или иной, они всегда старались разобраться в обоснованности и аргументации.

[Осуждение Оригена в 6 века – бунт монастырей в Палестине, оригенсты сожгли другие монастыри. Власть из и запретила. Это послужило внимательному разбирательству и вобще обратилось внимание на Ориегна и Оригенизма. После этого, копаясь в его недостатках и пришли к выводу осуждения во еретика].

Ориген,
Отец — > Сын – отстаивает вечное сопутствовавшие Сына.

Сильное влияние философии.

Аргументация Оригена.
Бог неизменный. Не мог быть раньше не Отцом, а потом стать им, это бы означало изменчивость.
Он всегда был Отцом и всегда был Творцом.
Сын вечный и получается создание тоже вечное.
Еще один аргумент и термин Оригена: Пантократор (не значит всемогущий, но всевластвующий (омнипотес), сидит над всем и властвует).
Ориген считает если бы и был всемогущим то человек бы все равно не понял бы границ.
Но, если всевластвующий – то должно быть то над чем властвовать.
Нет разницы между О. и С. в вопросе вечности.

Арий когда начал говорить что Сын творение, то Евсевий (например) начал осуждать Ария.

[католики говорят Бог Творит из Себя — православные осуждают этот взгляд]
[Экс_нихи_нихил_фит]. Из ничего ничего не может быть.
Бог Сам от Себя ничего не Творит.

Бог – начало всего.

Ориген принципиально католик. Он видит Бога Творцом как — Отец тогда когда имеет Сына.
А Творец творец тогда, когда имеет план.
Это проблема Оригена – что его физическая сторона его так не интересует как духовная.
Ориген очень под влияния платонизма.
Ориген различает серьезно Бога (как Троицу) и все остальное сотворенное).
Сотворенное временное, меняется, а Бог (Троица) неизменный и вечный.

Впервые у него появляется слово «Триас»
(правда и новоплатонские философы тоже его использовали, к сожалению).

Ориген говорит о О.иС.иДС.

Святой Дух у Оригена связывается со Святостью. Святой потому, что создаёт святых.

Телесный мир Оригена принципиально не интересует.
Ориген думал что душа – нечто негативное. Что Бог создал ноис- мир чистых духов, живших близко к Богу, и у них случился корос (пресыщение (временное)). Ориген как духовный автор чувствовал то, что что-то у человека происходит как духовный кризис.
У тех духов это тоже случилось и они удалились от Бога, на разные расстояния и различно остыли. Больше остыли демоны, менее люди, ещё менее Ангелы, но не все творения отпали, например Христос ещё до вочеловечения. Такое мышление конструкции Оригена. Сам акт вочеловечения не важен Оригену, потому что было соединено ещё раньше.

акцент на Сотериологию, изучения Писания, Христология.

Он говорит о 3 ипостасях. Его противники – модалисты.

[Католики считают – что не может творить по принципам творения, но по принципу …..] ????

1 12 2016

Ориген.

Характеризует творение как переменчивое (изменчивое) а Бога, Троицу как (субстанциально) «не существует никакой сущности, которая не могла бы принять добро и зло, творение изменчивое и может принять Добро и зло….»
Он говорит что все меняется кроме О. И С и Д.С.
Со свободной волей и переменчивостью. Ориген учит что и дьявол приступит к Спасению.
Два ответа на это от Оригена.
— Что дьявол тоже может повернуться к добру по свободной воле, но иногда может появиться привычка творить зло. Даже имея свободы мы этого не делаем.
Другой вариант
— так же как у ангелах нужно думать и о противных силах… Демоны, духи зла, не субстанциальны, на основе своих действий стали такими. Другой ряд творений, не может чем не хочет вернуться к Богу, так как беспредел им нравится.

Ориген считает Бога хорошим и оптимистом, но дьявол может не захотеть вернуться к Богу.

В вопросе о Троице и как каким способом …

[тхеодоция – наука о том, как может существовать зло,
стремление объяснить почему происходят злые вещи].

Ориген говорит: «Бог Отец всему даёт бытие. Участие в Христе, благодаря тому что он Логос есть разум, есть путь познаний___???» Логос даёт мысль. Бог даёт всему бытие.
Все можно хвалить или ругать, потому что можно принять и хорошие и плохое…
Разум даёт возможность решать.

[Святой Афанасий Великий говорит о Троице как о солнце – Отец солнце, Сын – лучи, Дух святой – тепло].