Литургика (часть 1)

Православная Литургика.
Есть большая шкала литургических традиций.
Нам интересны два – Латинский обряд и Византийский обряд. Последний не встречается так часто.
Латинский практический для нас не интересный.
Сирские и другие обряды постепенно на Западе их перемолол Римский обряд в 16 столетии на Триденском Соборе в обязательном порядке постановлен Римский как стандарт.
На Востоке также многие обряды были подавлены Византийскими обрядами.
Таковский Обряд также исчез. Текст есть, но рубрики и живая практика отсутствуют.
Византийские евхаристический литургии – блоки обрядов (литургических действий).
1 – катахумен (обучительная)
2 – литургия жертвы
Большая иктиния (в начале Литургии), Проскомидия,
Проскомидия, Катахумен, Литургия жертвы.
Проскомидия:
1.1 вступительные молитвы (дьяконов, священников, епископов).
1.2 одевание священства
1.3 Проскомидия
Если приходят в мирской одежде то сначала нужно переодеться. Зайти, переодеться, выйти помолиться что бы снова войти – немного неразумно…
Раньше приходя к храму сразу начинали молиться (если пришли уже в клирике и все вместе) тогда не нужно было выходить перед вратами.
Просворы – хлеба для жертвы.
Совместной была молитва при входе в храм.
В первом тысячелетии Литургия начиналась не в храме а на пустив Храм.
Антифоны. Сейчас их поют в Храме.
Литургия начиналась Малым Входом. (Не молитвы и не одежды, предполагалось что это уже готово).
Эта модель развивалась в то время когда на службы шёл практический каждый. Литургия – акция (мероприятия) совместная, народа.
Но, например в Чехии это невозможно. Нет конфессионно гомогенные города.
Деревня Грубая Врбка (10 км от Знойма), (50 процентов католиков и 50 протестантов и 1 православный монастырь). Конфетно-географическая культура.
Церковь реагирует сохранением Части обряда а не встречи всей деревни.
Чешская практика – священник приходит, открывает храм и готовит все что необходимо.
Это немного абсурдно, потому что местные прихожане должны были бы все приготовить за него. Священник должен был бы прийти последним.
Итак, духовные (которые будут служить, хотя обычно священник один) встанут перед Вратами и начинают Вступительными молитвами. Начинается с Благословен Бог Наш… Царю Небесный… Отче наш…
Чтец:  придите поклониться…
И молитвы к литургии
Символизируется наше недостойность служить Богу искрошенные о прощении. Что бы смог принести бескоровную жертву.
Тропари – уникальные тексты
Потом вход в святыню дверями для дьякона (с молитвой «…Дому твоему»).
В алтаре трижды поклон с просьбой о прощении грехов (…Боже очистки ям грешного) и целование алтаря
(Символическая традиция (500-1000 лет))
НА ЭТОМ ОКАНЧИВАЮТСЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ.
[самые старые сохранившиеся сведения о Литургии – Софроний Иерусалимский Патриарх 7 век,
Николай Кабосил 14 век – комментарии на Литургику – аллегорический подход]
[В Чехии есть привилегии не закрываться Царские Врата вообще. Сегодня почти забыто]
В Христовой веры мы свободны и освобождены от предрассудков – плевать через плечо и прочее суеверие не допустимо.
[Образовательная часть – Литургия катахуменатов.]
[Проповедь длилась и 2 и 3 часа]
В первых веках (5-7)
Ещё не было так развито богослужебное облачение.
Духовные не могли в них прийти из дома в храм.
Большинство было перенятого из мира (сенат (сенатор – тога и длинная рубаха или как одевались придворные)
[рубаха могла быть разной длинны, в зависимости от профессии. При физической работе и если с воинами то короче что бы не мешало. При в том числе и Богослужбе – длиннее, что бы и скрыть волосы и прочее]
[Вечное подозрение к телу (при Иоанне Крестителе и эссейцах)]
[святые мощи в Нитре, Трнаве]
Из первого тысячелетия
В Братиславе.
Угры, Панония.
Святые Венгрии.
Хрдличка – про библиотеку о книге по Венгрии (О святых).
Автор, Ректор Прешовского университета — Коньяк написал книгу – «история Венгрии» на словацком.
СВЯЩЕНИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ – перенимается из светской одежды Жизни Придворных.
Епископ одевается в середине храма что бы было видно что это именно он а не «дублёр». В армии генералы вместо себя одевали в доспехи дублеров, и что бы народ не роптал, полководцы одеваются при воинах.
Появляется в период 7-8 веке. Глобально в 11 веке.

СВЯТЫНЯ.

Священники, дьяконы и помощники одевают свои облачения.
С благословением.
К каждой части облачения цитируется часть псалма (из Ветхого Завета).
Потому что каждая эта часть имеет своё значение (аллегорическое, практическое, символическое). Благословляется, Целуется крест и одевается.
Одеваются инсигнии надлежащие  им по сану.
[в Чехии митры не носят если нет епископа рядом. В Греции вообще не практикуется. На Украине хотели бы одевать и не одну митру а больше:)
В Чехии решает сам священник].
30 лет назад в Америке постановили что священники больше не будут получать благословение на ношение митры. Те кто уже носят – пусть носят но новые нет. Это для упрощения и возврат к ранним традициям]
Далее,
ОМОВЕНИЕ РУК.
Исторически – нельзя иметь грязные руки при служении. Те кто разводит живность – гигиенически.
Аллегорически – омовение грехов, ровность с народом. Покаяние.
Далее, каждый исполняет свои действия.
Прислуживающие растопят кадильницу, свечи.
Младший из священников (По рукоположению) идёт осуществлять проскомидию.
Так как это принято в данное время на данной территории.
Если служит епископ торжественным образом.
Он заканчивает проскомидию перед Большим Входом.
Тогда молитву И не покрывается, остальное делает епископ сам.
[Материя и Форма – Вода и Слово (Во имя Отца и Сына и Святого Духа)
Крещение вырывает крещёного из мира дьявола и приводит к Богу.
28 глава Евангелия от Матфея. ]
25 10 2016
Проскомидия:
Тройное благословение, поклоны и молитва – Боже очисти мя грешного
Всегда речь идёт о новое действие (вне зависимости на продолжительность
Проскомидию совершает молитву, поклоны (искупление честной твоей крови…)
Дьякон: «Благослови Владыко» (обращение к священнику).
[Протодьякон должен был бы вести всю литургию]
Священник благословляет
Уже приготовлено все Из хлебов и вин. Дьяконы выбирают лучшие Просворы (Которые самые красивые) и лучшее вино. (Просворы всегда схожи, а вот вино всегда приносили  кувшинах).
В русской традиции используются 5 у старообрядцев 7, в чешской традиции если маленькие Просворы то 5 а у греков обычно одна большая.
(Это доказывает глубокие корни традиции (возможно ещё из Дидахе)).
Просворы (в Греции) пекут специальные семьи.
Просвор было всегда много, и те которые остались раздаются в корзинах всем желающим. Это традиция в Греции и Антиохия, Александрия, Иерусалимский патриархаты.
Священник или дьякон сами не обязаны уметь печь Просворы но должны уметь их печь!
Тот кто делает проскомидию трижды прикасается копьем «на память нашего Бога и И.Х.»
[у нас ясная теология поэтому можно перевести и так – на память а не тело и кровь, в соответствии со святыми Отцами.]
Итак, с цитатами пророка Исаии вырезается Агнец.
С правой стороны – значит от нас с Лёвой, но по отношению Просворы то все же с правой.
Чем режется – считается что литургическим копьем – но это не совсем правда. Есть несколько точек которые нужно надрезать копьем, но большие Просворы лучше резать хорошим ножом.
Если маленьким ножиком – получается притупленно, и не точно.
Чем толще нож, тем больше клин.
Можно было бы иметь и обычный кухонный, но главное что бы он был очень острым.
Что бы ничего никогда не соскакивало.
Что бы получить квадрат.
Должна быть эстетика потому что он должен стать Христовым телом.
Итак по четырём сторонам от Агнца с правой стороны – «как Агнец ведётся на забой…»
Дьякон напоминает «выйти Владыко» — священник выйдет.
Потом «пожертвуй Владыко»
Потом перевернёт и надрежет снизу, что бы можно было бы потом разломить.
Потом …
Потом копьем Агнец протыкается со словами из Евангелия Иоанна «Как копьем протыкается слуга Божий И.Х….»
Протыкается с двух разных способами – но всегда часть ИС (И.Х.),
…Дьякон просит и попросит о благословение Даров.
Когда вышла кровь и вода, значит она разделилась на Кровь и Воду.
А тут реверзно восстанавливается обратно смешивая воду и вино с благословением до вливания в чашу.
Потом у дьякона и священника немного свободного времени
А из второй Просворы берётся частичка за Матерь Божью, тоже копьем. В форме пирамиды. (Также на память)
И проучится сквозь это принести к Божьему Алтарю.
Частичка кладётся на право от Агнца (от Агнца) « Королёва в золотом облачении стоит от тебя справа»
Берётся третья Просвора.
Из неё вынимаются 9 частичек, но меньших чем за Богородицу.
Частички по порядку за отдельные ряды святых Вынимаются и складываются.
Первые ряды 1,2,3 сверху вниз (вертикально), потом второй ряд сверху вниз (вертикально), и третий ряд также.
Тут тоже есть разница между греческим и русским способами вынимания
Первый ряд:
1 — у русских  за Иоанна Крестителя. А у. Греков за Архангела Гавриила и всех небесных сил бесплотных.
2 – за пророков.
3 – за апостолов.
Второй ряд
4 — За епископов и святителей
5 – за мученика Степана и за мучеников и мучениц.
6 – за четных Отцов и честных Матушек (преподобных)
Третий ряд
7 – Бессеребренника (Косма и Дамьян, Пантелеймон, Лука Крымский)
8 – За богоотцов и Иокимма и Анны и за тех у какого Святого сегодня праздник
9 – За того за кого Литургия служится (Василий Великий или Иоанн Златоуст)
В Литургиконе могут выбирать за какие святые молятся (вынимаются частицы?) кроме апостолов, но у пророков можно добавлять из Больших или Малых по желанию.
Берётся 4 Просвора.
Она за живых.
Священник «Воспомяни Владыко на … »
Вынимается одна маленькая пирамидка и кладётся под Агнца (под и чуть левее середины).
Сегодняшняя проскомидия делится на неё и часть перед входом, и после причастия высыпаются все последние частички за живых и мертвых.
И произнесёт – «Смой Господи грехи здесь  вспоминаемых Твоей кровью» (за живых и мертвых) Этим завершается проскомидия.
Из 5 Просворы выберется частица – «За святых православных Патриархов( хоть они должны уже быть между епископов), основателя святого храма сего (уже может не сохраниться имён) и всех здесь служивших духовных.
[Католическо-православный диалог в Ливия, г. Баламанд. «Католики от униатов отказались – что униатство не есть путь ко спасению». ]
Потом священник возьмёт одну из использованных освою и вынимает частичку за себя с молитвой (например нижнюю часть от Просворы Агнцы.
Дьякон приносит кадило – свяЩ. Благословляет просит сниспослать Святого Духа. (За каждение ожидаем милость святого духа.
Потом берет и окуривает … Звездочку и кладёт на дискос над Агнцем.
Дьяконы просят «покрыв Владыко»
С.берет покрытие ошкуривает и кладёт дискос цитируя Псалтырь (…и утверди вселенную да не подвижется»)
Берет вторую, окуривает и кладёт на чашу,
Берет Аэр читая молитву кладёт на чашу и дискос,
Потом Кадило и трижды предложенное окуривается со словами (трижды и окуривание и слова).
«Еврейская молитва» автор Сантини.
У благословений еврейских появляется и у нас в данном месте в Литургии («Благословен наш Бог которому это понравилось – Слава Тебе»)
Священник даёт кадило алтарнику. И читает молитву предложений.
Слава тебе Боже
Дьякон – и ныне и присно….