Византийская философия (часть 1)

Византийская философия.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раньше вообще считалась что нет такого раздела философии.
И никто ею не интересовался.

Эти вопросы связаны с тем, что мы будем считать философией и что такое Византия.
Что необходимо об этом понимать.

Первое:
— Что такое Византия с разных перспектив.
— Какие понятия о философии мы можем найти в Византии.
Что такое философия и Византийская Философия.
отношение Философии к Теологии и к Образования.
Хрестис – использование (применение), посмотрим на тексты.
— История Византийская Философия.

Но, все вопрос того, что подлежат к перспективам.
Проблема того, когда начинается Византия.
Поэтому курс начинается с этого.

Начало Византии – не принимается универсально, существуют различные мнения.

Начало Византии.
Гераклитовой эры когда появляется язык или от основания города Константинополь (Византион) – пол 4 ст. Константином.
Период Юстиниана, когда происходят выразительные изменения.
Меняется коронованиях, проталкивается больше греческий.
Законник Императора Юстиниана …«(Кодекс Юстирис ситивис)»???
Были хаотичные права, А Юстиниан все упорядочил.
До него использовалась латынь, после него уже на греческом.
Некоторые исследователи и Византологи говорят о Византии после Юстиниана от пол. 6 столетия.
Ещё одно мнение от 7-8 столетия от Гераклиита, когда теряются области не греческого языка, меняется на по-гречески говорящую империю, появление греческого.
В связи с философией добавляем ещё одну дату.
/Хочу ли говорить о Византийской Философии – нужно говорить от того момента когда она появилась – Византия./

Период – Протогуманизма – период Кирилла и Мефодия. 9 век.
С непонятных аргумента происходит перепись рукописей.
Потеря Египта, нехватка пергаментов на коже животных начинается перепись и пишется другими способами, помещается больше текста.

Говоря о Византии от 4 по 15 столетие.
Каждое выражение необходимо рассматривать осторожно что бы никто не подкопался к тому что было на протяжении 11 столетий.
Император сказал что в связи с обветшанием рукописей перед полным распадом из государственного фонда начинается перепись.
Была комиссия которая решала какие рукописи переписываются в первую очередь.
Патриарх Фотий (византийская миссия) был учителем Кирилла и Константина.
Возможно было некоторое напряжение между учителем и учениками, но была определенная связь.
Патриарх написал – Мирио библион (много книг) – библиотека.
Было много читателей его книг (273 около).
Часть книг не сохранилось, о них мы знаем из рефератов от Фотия.
Книги читались и возможно переписывались.

В этот момент усилился интерес к Античному.
/В 9 столетии./

Начало – дискуссия.
Конец – падение Константинополя.

Византия после Византии. Термин румынского исследователя.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗАНТИЯ.

У сербско-русского исследователя:
Три основные вещи, характеристика:
1. Греческая культура и греческий язык
2. Латинская административная (римские институции)
3. Ортодоксальное христианство

Запад перенял определенную перспективу.
>Великоморавские храмы в Словакии – книжка через интернет, отец Павел Милко привез из Словакии<
Римская империя 3 сто от р.к., расширяется на Восток (Македонская Династия), много памятников в Сирии.
Мультидисциплинированный взгляд. Под изменением отепления природы.
А то общество было аграрное. Жили посевами. Восточные провинции (Египет и Сирия) были привлекательнее чем Альпы.. Но их интересовал Восток. И благодаря культуре. Империя расширялась на Восток, но наталкивается на персов.
Из-за размеров Империи столица не могла бы вовремя отреагировать на нападение персов, это послужило основой для перенесение столицы на Восток. Константин основывает столицу – Константинополь на Востоке, где удобнее условия аграрные и оборона эффективнее.
За короткое время империя быстро растёт. Делится на провинции администрирование губернатором. Кризис длятся до Константина, решившего вопрос реформы управления империей. Перенесение столицы в Царьград.

/Евсевий Никомидийский, ученик Лукиана, соученик Ария. Имел и влияние оказывал большое на Константина, Константин был в Никомидии Как в резиденции Императора, а Евсевий был епископом Никомидии. Но, резиденция уже давно не находилось в Риме/

Не ясно почему произошла потеря Западных областей Империи.
Запад был пожертвован, что бы Восток Империи мог выжить (возможная версия).
/Запад Греции – много мест где действовали Апостолы./
/Юстиниан не хотел созывать Вселенский Собор из-за административной сложности и дороговизне проекта./ 5 Собор – 650 епископов. С сопровождением – 3000 чел. Оплачивать им содержание, проживание, питание.
Западу это не нравилось, потому что на Западе было мало Епископов.
Запад – Августин, Тертулиан.
Восток – Кирилл Александрийский.
Разница в несколько км.
Церковная организация – Рим имел сильные позиции, Других папских престолов не было.
Поэтому нет споров кто был первый, в отличии от Востока, где апостолы проповедовали во многих регионах.
В том числе, поэтому, Запад был утерян.

Миссия религиозная, была политическим инструментом – одним из способов влиять на непокорные области
Другой способ – яд.
Третий способ – подкуп.

Потеряв Запад – Империя перестала считаться Византийской, но Римской. Император был Римский хоть и находился в Царьграде. А на Западе были Варвары. Юстиниан потом смог освободить Запад, и он ещё немного просуществовал. Греков же Варвары не интересовали.
Для греков варвар тот, кто не говорит на греческом. А если нег отворит на понятном языке, он варвар. Как и немцы для Чехов, в то время.
Греки постоянно недооценивали варваров, роста их могущества.
В некоторый момент император перестал предоставлять поддержку епископам. И при Карле Великом, отчаявшись на помощь Востока, принял связь с Франками. Хотели поднять свою репутацию Франки благодаря связям с Римом.
Римский епископ – крестный отец франкскому королю. Так появляется идеология Рима на Западе. Карл Великий не считал себя Римским императором. Он считал себя королем Франков. Запад же создал идеологию – Римская империя до падения Рима. Потом её нет, и позже появляется в славе Франков. Что бы как то переварить это начинают Римскую империю называть Византийской, 1557 г. Смешное определение.
Византийская империя – Римская Империя, позднее Римская империя, говорящая на греческом. Византийцев называли – римляне.
А Франки были мелкими королишками, стремящиеся жениться на римских, византийских королевах.
Византийский (греческий) Огонь – в течении секунды могший сжечь вражеский корабль до тела был также желанный приз от женитьбы.

На Западе с приходом Варваров теряются традиционные институты – школы.
На Востоке же все сохраняется как было.

/Византия – в церемониях, золоте, митрах, встречаемое в литургии/
До 14 столетия не было театров, пока император не привозит его из Запада.
Нельзя было его держать. Артист – зарабатывает своим телом, это аморально близкое к проституции/
/Но были ипподромы. Богослужение – процессия и характер театральный/

/Византией начали заниматься ради понимания турков – на чем стоит идеология и т.д.
Во Франции из за Людвигов 14, 15.
Имя – король Солнца перенято из Византии.
Проектировали все на Византию. Коррупционной, упадковой империей/

/Позже были другие способы власти. Цезаря-папизм.
Всегда нужно понимать контекст всех изречений. Цезарь-папизм из книги где два друг против друга способы власти Запад Папо-цезаризм, а на Востоке Цезаря-папизм. (Профессора Досталова)/

Йиржи Юкл ответил в статье: бессмысленность идей, потому что Запад не развивался из-за своей разделённости в элитах.
Мария ТерезиЯ хоть и выдала трактат, но из за денег мог делать все что хотел.
Освиценстви на Западе связана с демократией..??? Иосиф 2 – отменил кладбища в центре города (отравление воды), отменял храмы. Противоречивое мнение.

!Если бы Византия не сохранила памятники Античной письменности нам бы ничего не сохранилось!!!
Копируется школьная программа Византии!

17 10 2016
Повторение:
Византинистика – идеологическая дисциплина. Интерес к Византии появляется в период освиценстви.
А также в своих изучениях старались решить свои актуальные проблемы.
Разойтись с монархией и переносили своё представления в византийские студии. Получив клеймо Империи.
И сегодня – византийское не означает позитивное понятия (Бюрократия, взятки).

Византинистика динамически развивается на изломе 19-20 веков.
Появляется основная проблема.
Византологи делились на два типа – историки и филологи.
Рассматривается также и с исторического взгляда и языка. Что представляет проблему нехватки адекватного рассмотрения В философском или теологическом аспекте.

На Западе Византия получила клеймо Темной, смутной Империи.

Но, развивалась Византология и в России. Была группа исследователей. (Москва 3-ий Рим) Подходили очень серьёзно.
И видимо позитивировали и превозносились эти изучения. Сталин поддерживал это.
Византологи некоторые мигрировали на запад и во время большевистской политики.
Сталин хотел быть последователем царей (наследником).

Масарик основывает Академию наук и общество историческое с населением на Кирило Мефодийское наследие – что бы показать важность истории и уникальность.
Что такое Византия:
Так Империя не называлась. Французы и немцы так говорили О развитии своих народов из Римской Империи. В 17 веке так начали называть. До этого оно никого не называлось. Можно считать унизительным названием от города маленького с которого и пошло развитие.

Во 2-ом веке греческий как и английский была унифицирована для того что бы все могли говорить на одном языке. Уровень понизился.
Появился литературный греческий – произошёл расход народного (разговорного) греческого и литературного. Стала огромная разница между ними.

Произошла трансформация Римской Империи.
Изначальное представление Византии – Римская Империя в упадке с 3-4 века до падения Константинополя. «Упадок Римской Империи» Гибон.

Сегодняшние исследования говорят не об упадке но об трансформации.
Империя принимает христианство как свою часть и это создают их знак.

Для Рима (Римского епископа) проблема что Константинопольский епископ имеет титул Экуменического Патриарха. На греческом это значит самый высший.

Упадок оценивался идеологически, путём сравнения и наклейки ярлыков.
А не по упадку литературы, архитектуры и прочих культурных аспектов.

Кризис охватывает только Запад, Восток продолжает процветать.
Так столицу переносят на Восток. В Константинополь. В 3 веке.
Перенос завершает Константин Великий.
Повод мог быть экономический или военный. Идеологический повод – Константин хотел создать христианскую империю во главе с христианской столице.

Позже Варвары захватывают Запад и Запад пропадает на некоторе время. Некоторые считают что Запад был пожертвован ради выживания успешного Востока. Другие говорят что там была плохая организация и армии и администрации.

В византологии меняются мысли и взгляды.
Византологов начинают интересовать день византийца.
[ставы – шлехта – дворяне]

В Византии все было во власти Империи.
Не существовало собственность.
Все принадлежало Империи. Потому что он считался представителем Бога на земле (наместник).
Поэтому были эвиденции во всем – питании, продуктах. Можно отслеживать экономический уровень. Разделения по провинциях.

[Для лучшего понимания НЗ. Почему таможенник был самым плохим человеком? НЗ. Потому что он выбирал деньги от евреев.]

В Риме небыли ничего интересного (Армия, император, Сенат) все было в Константинополе.
Рим только разрастался. От пол миллиона до 1 милл. А раньше 20-30 000 человек.
Когда Рим пал, никто не придавал этому значение, ни до, ни после.

Раскопки показывают что там был основан и языческий храм..? Ответа нет. Может быть перевезли из эстетических соображений.
( и много других артефактов) в Константинополе.
Константинополь основан как чисто христианский город.
Константин перевозит туда и античные памятники.
Перетесывались статуи императоров (могли остаться уши или нос от предыдущего).

На Востоке сохранилась последовательность культуры и образованность и управление.
На Западе все было уничтожено. И долгое время не возвращались к наследию.

Юстиниан В 6 веке смог обновить границы потому что там жило много римлян. Его приняли как освободителя порабощенных римлян.
Действовали двойные законы – для Варваров и римлян.
Римлянам нельзя было смешиваться с варварами потому что они были армянами.

Карл Великий старался создать Великую империю взять в жены византийскую принцессу Ирину. Короновался епископом.
Но, кажется ничего не получилось.

Византия:
Позднее Римская империя трансформированная
Последовательность римских институтов.
Типична Греческая культура и греческий язык.
Ортодоксальное христианство.
В Византии главная составляющая жизни – образованность.
Карьера только своим образованием, не взяткой.
Исключение – армия.

Как выглядела позднее эллинская философия?
Греческая философия – выделение некоторых периодов и некоторых авторов и считать их только ему представителями.

24 10 2016

Повторение о Византии:
1 Империя – Восточно-Римская Империя (Римская Империя с преемственностью языка, культуры, образования).
2 Говорим о разных началах Византии
(1453 конец Византии с падением Константинополя)
Но длится 11 веков.
В течении этих веков и иконоборческие кризисы и оккупация крестоносцев.
На Западе Римскую Империю уже очень трудно идентифицировать.

Сегодня к Византии очень негативное отношение – бюрократия, коррупция, клиентелизм, не стандартные решения.
Негативное отношение появилось от самого первоначала, западный человек ещё в 4-5 веках относился с неприязнью.
В первую очередь это связано с переносом столицы из Рима в новый основанный с нуля город Константинополь.
Римляне были связаны с Сенатом, они могли лоббировать там свои интересы. А вдруг все переносится от них на более чем на 1000 км.
Это для них был шок.
Константинополь же создало дополнительную проблему в отношениях других старых городов типа Рима, Александрии, Антиохии.
Раньше и порядок был такой же и вдруг в 324 году появляется новый овод буквально на поляне. И уже через 50 лет (381 год) появляется постановление что Константинополь становится Вторым Римом. Обгоняя Рим по чести.
В 451 году все привилегии Рима переносятся на Константинополь.
Все это происходит довольно стремительно 330 -> 451 гг.
Уже в 4 веке появляется тенденция и легенды связанные с Петром как первым Апостолом.
Константинополь реагирует так что о святой Андрей основывает
Апостол Пётр был председателем среди всех, но Андрей был приглашён первым, поэтому и Первозванный.
Император же, хотел создать новую христианскую империю во главе с Константинополем.
Святые которые много сделали для христианства называются – равноапостольными. Исоапостолос по-гречески.
Константин считает себя также равноапостольным, потому что позволил христианству существовать, потом его активно развивал. Основал храм всех апостолов.
Где среди надгробий всех 12 апостолов бы был и гроб его самого – на Западе в Риме это очень пугало!
Запад всегда считал, что Восток только тем и занимается что создаёт проблемы и только Запад решает все.
[Юстиниан очень жестко решал вопросы, включая своих поставленных на западе Епископов, которые даже сбегали что бы не попасть в опалу перед остальным Западом,
Юстиниан всегда его ловил и возвращал обратно]

Византии и Риме писали на греческом. Апостол Павел пишет гречески, пастух Герман пишет на греческом.
Но уже в 4 веке начинают вводить латынь. Что бы подчеркнуть свою автономию и отдельность от Востока.
За исключением желания варваров заполучить восточную невесту.
Юстиниан попытался вернуть в Рим греческий, но не успешно.
Но уже в 5 веке Рим заняли Варвары.
Удалось только построить красивые храмы (г.Ровена, Итали)).
Лояльность населения была крайне низкой, почти нулевой.
Поэтому неприязнь к Востоку была изначально.

Позже и недоверие к Крестовым походам на Святую Землю, Запад старался освободить Восток от мусульманской осады. Путь пролегал и через Константинополь.
В 11 веках происходили контакты, но шокирующие.
Население смотрело на крестоносцев как на варваров, воспринимали их грабителями и оккупантами.

В Константинополе не поминали на Богослужбах запад уже задолго до 1054 года.
Западного Патриарха (папу).
Святой Патриарх Фотий…

Совершенно не правильное мнение что Православные стараются разговаривать на своих материнских языках (включая использование в Литургии), в то время как католики всегда использовали латынь.

Болгары думали принять ли Византийское православие из Востока или же Римское?
С учётом того что бы поменьше потом вмешивались в их дела и пригласили и Римских и Византийских миссионеров.
И тут появляется конфликт двух противоборствующих сторон Востока и Запада.
Запад ход христианства имел другим.
Ироскотские миссии с монахами во главе. Запад поэтому решил что лучше иметь своими священниками целибатного монаха. Поэтому появляется Целибатство (ещё от Григория Великого в Риме). И говорили что женатые грязнули и все прочее.
На Востоке ответили что те не держат посты. И главное что франки добавили дополнение (Филиокве)
ФОтий разозлился и начался конфликт в 9 веке Восток – Запад.
Говорится о фотийской схизме как о первой.
Были. В шоке что сами же не заботились о том что происходит на Западе.
И позже столкнулись с большим и сильным нардом.
Это мнение и восприятие держалось и держится всегда и теперь.

Все последующее уже ложится на существующую неприязнь к Византии и добавляются следующие аспекты.
Плюс период отторжения от Имперства.
Французские революции.
Смотрели на Византию с точки зрения своего на большие разницы и отличия от Запада.

[Цезарепапизм – император тот кто руководит и Церковью на Западе и папоцезаризм на Востоке, потому что представитель и мирян].

1204 год попадания Константинополя под Туркам.
Крестовые походы Через Византию, видимо. Оккупация на 60 лет при походах мусульман.
Это уже была не феодальная но западная система занятая и управляемая итальянцами.

Никакие изменения не исправят того что Константинополь сегодня находится под турками.

В Византии небыли феодализма. Император решал вопросы и церковные.
Типичная Византийская идея – симфония – единство Церкви и государственной мощи.

Император следил за тем что деньги Церкви не были выброшены на ветер, чтобы епископы не наживались и не богатели, в противном случае отправлял аудит.

Если бы Византия была таким темным временем – то не могла бы принести Ренессанс. Принос ученых (Петрарка) и других эмигрантов.
Знание Греческого вело к изучению Нового Завета что вело и к реформации.
В Риме от 7 века -> не знали греческого языка. Там были Варвары и они были рады что некоторые из них умели читать и писать

[В Карловом Университете не преподавали греческий ещё в 14-15 веке. Только латынь.]

Аристотеля переводили (сирийский, арабский, Испанский и потом в латынь).
Фома Аквинский не учил на греческом.
Возвращению греческого поспособствовали и крестовые походы и Константинопольская школа.

Английский епископ, известный автор переводивший с греческого ушёл от папского подчинения.
Византийская (восточная) принцесса если уже выходила замуж за западного мужа то брала с собой и учителей и предпринимателей.
[был один переводчик Дионисия Ариопагиты на Западе который переводил с греческого, выучив его самостоятельно, видимо]

Греческий расцветает после падения Константинополя в 15 веке.

До 6 века использовалась латынь только в армии или медицине или юриспруденции.
Но в Византии она хоть и осталась но была не сильно развита (вплоть до 9 века).

[И Константин и Юстиниан почитаются в православии за святых]

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Излом 19-20 вв.
Новая наука исходящая из двух источников.
Занимаются ею или филологи или историки.
Или из за истории или из за языка.
Но, в вопросе византийской философии – кто бы не занимался этим ни один из них не философ. В Чехии из за кириломефодийских исследований сильный акцент на Византию.
Переводили историки.
Философия и некоторые проблемы:
1 – Греческая литература – языческая попадает под классическую филологию (греческого). Христианская на теологической патрологии.
Но никто не Занимался как византийская философия.
Поэтому и считается что Византийская философия не существует и что там ничего нового не написано.
Ситуация меняется в половине 20 века (вторая половина) когда издаются многие Греческие философские тексты.
Но, ведь до 1920 года оккупация турками.
Первый же интерес появился к византийской теологии, а на философские тексты мы ещё ждём.
5 процентов текста являются не религиозного характера. Но, византологии занимается именно этими 5 процентами.
Что бы издавать византийские тексты нужно очень хорошо знать греческий язык. А его мало кто знает. Ещё нужно знать теология и быть хорошим знатоком философии и уметь работать с рукописями и манускриптами.
«Хронография» — исторические мемуары. В 11 веке пишет субъективно – философ …
Его работы ещё до сегодняшнего дня не полностью изданы.
Грек Калделис жалуется что большинство людей не интересует такая работа как раскопки и новые открытия.
Итак, у нас нет полного понимания ситуации, хотя и знаем что преподавалось философия (напр.7-8 вв.) где говорится что это не они сами выдумали но переписано с более взрослых текстов.
Это один из источников проблем.

Нам нужно иметь работать с исторической ситуацией и пониманием, как воспринималась философия и в византийском мышлении и её философии. И Континуальности и дисконтинуальности – ещё одна большая проблема.

[Кто то не мог смириться что греки потомки Византии а не Платона].