История Местных Православных Церквей (часть 2)

История местных Православных Церквей — Часть 2.

Тема:
Византийская Империя
31 10 2016 (часть 2)

Византийская империя – термин выдуманный современниками.
Город был основан на городе Византион.
В конце 4 столетия падала Римской Западной Империи 476 году. Ромулус Августус (Августулус – паренёк).
476 год – закат Западной Римской Империи.
Но, на Востоке Империя продолжает своё существование.

Константинополь – резиденция Римского (Византийского) Императора был славен среди современников. Во всем христианском мире никакой другой город не был равен выдающемуся по площади, количеству жителей и богатству. Он находился на границе между Европой и Азией. С трёх сторон оберегаем морем, а на суше могучими стенами и оборонительными сооружениями, о которые на протяжении столетий разбивались атаки врагов.
Был он, по настоящему, императорским градом – Царьград.
Позже его так назвали славяне.
У людей из Запада он вызывал удивление, уважение и зависть. Это чувство смешивалось и с гордостью и осуждением. А также означался с непониманием и отчуждением. Потому что Византия была просто другой.
Корень этого отчуждения идет далеко в прошлое. Ещё в аттическом мире, где центром исторического развития была область Средиземного моря и все страны, которые её окружали, были частью единого полемического целого и имели одну общую цивилизацию. Между говорящими на латыни областями Запада и Востоком где говорили на греческом, проявлялись очевидные разницы в общественной жизни, духовной специфике и культурным проявлениям.
Эта разница приобрела силу особенно в позднеантичном периоде в 4-6 веках.
Развитие политических событий, культурный расход обоих областей ускорил и углубил то.
Во второй половине 5 века вся Римская политическая верхушка сдалась под натиском варварских племён и вследствие продолжающегося внутреннего кризиса.
В 476 году последний Запада римский император Ромулус Августус был сброшен с трона одним из германских начальников в римских службах. Это символически обозначало конец одной эры.
На руинах некогда Римской Империи появляется варварское королевство.
Но, эти земли античное наследие никогда не бросили и начиная с 9 века к нему в полной мере (ренессанс) снова и снова программно возвращались.
Германская экспансия дала их историческому развитию новое направление и определила им новый от Антики существенно отличающийся общественно и культурно образ.
Восточная часть Империи Римской смогла противостоять напору варварских народов. Сначала это были разные германские, а позже и славянские племена, которые проломили дунайскую границу и заполонили весь балканский полуостров.

В 7 веке для Империи появилась новая большая опасность на Востоке в виде арабской экспансии.
То что Восточная часть Римской империи смогла противостоять всем нападениям было доказательство её Великой внутренней силы, которая состояла в идеальном и высокоэффективном системе, развитой экономике и высоком уровне общественной организации.

Византия – название, которое появилось в современной исторической и исследовательской среде.
На месте Г. Византиона Император Константин Великий основал новую столицу, названную в его честь – Константинуполис (город Константина).
Население Империи, которое сегодня называем византийским в то время это название не использовали и никогда его не принимали. Для них это всегда и постоянно была Римская империя и сами себя они называли римлянами. Даже когда использовали греческое название этого имени – Ромаиои (Ромейи).

Г.Острогорский писал византийскую цивилизацию как синтез Римской государственной формы, греческой культуры и христианской веры. Все эти части составляют полностью соединённое и органически связанное единство.
Византийская империя на протяжении всего времени своего более 1000 истории сохранила не только такую же государственную форму, но и ещё целый ряд административных, правовых и социальных институтов. Которые получили исключения лишь в позднеантичном периоде.
Одновременно доказала и значительную адаптацию и способность приспосабливался к новым ситуациям и событиям.
Основание город Константинополь было в 324 году. Хоть сначала он и не был столицей Империи, но его появление означает, тем не менее, решительное перенесение политической жизни на Восток империи. Программно основывался город как чисто христианский.

На протяжении всего 4 века Римская империя остаётся, хоть в её составе во главе стоит несколько императоров, единым государственным целым.
Только после смерти Императора в 395 году Феодосия Первого разделяется на 2 части – Восточную и Западную. Которые, реально управлялись автономно, каждая со своим императором во главе.
Значение имеет и период правления императора Юстиниана, который заполнил почти все половину 6 века. Была Попытка воссоединения империи в первоначальном виде.

[Г.Равена, Италия 5-6 века архитектура и храм Санкт.Витале – мозаики самого Императора]

Процесс создания Византийского государства можно считать оконечным в 7 столетии.
В это время создаются его границы, из-за арабеской экспансии Византия потеряла своё богатое торговое наилучше развивающееся Направления Сирия, Палестина, Египет а позже и Северную Африку.

[Субиако – пещере (сохранилась фреска) в которой жил святой Бенедикт и уже позже в 529 в Монте Кассино основал монастырь].

Италия завоёванная незадолго до этого Полководцем императора Юстиниана с большей части стала опять трофеем германских племён. А под византийским могуществом остаются кроме южной окраины полуострова.
Уже не на южной территории анклавы их зависимость от Константинополя очень быстро пропадает.
Площадь Римской Империи и количество населения быстро уменьшился – почти в половину. На территории балканского полуострова и малой Азии дальше продолжали развиваться история Византийской империи.
Византийская империя имела две главные границы на суши – восточная горный хребет Таурус отделял Византийскую малую Азию от исламского мира.
А северную, от тока Дуная, там Византия должна была стоять против Славян.
Третья граница была по морю, ещё несколько столетий спустя, оставалась Византия морской державой. Море вела для них в первую очередь военной границей, на которой постоянно отбивали атаки врагов.
Военные атаки на территории Империи убыток (упадок) населения в результате целой серии природных катастроф и всего государственного упадка произвели глобальный упадок государства и городов.
Административная система была полностью централизованной и находилась в руках бюрократии назначаемой и управляемой императорским двором.
Городом в исключительном смысле слова стал Константинополь, в котором полностью концентрировались политическая, культурная и общественная жизнь в Византии.
Потеря Восточных провинций произвела большое сотрясение в экономике и общественном укладе жизни, но ощутимо способствовала достижения культурного единства.
Восточная римская империя была в позднеантичном периоде народно, культурно и языком пестрая. Официальным государственным языком империи была латынь, которая доминировала полностью в армии и войсках, судебной юриспруденции, а также значительный перевес и в государственной администрации.

На всем Востоке уже со времён развития Александра Великого и появления эллинистического государства преобладающим языком был греческий. Это был общий язык предпринимателей и интеллигентов, а также был языком Церкви. В 5 и 6 веках играла в культурной и общественной жизни восточной римской Империи ещё большую роль латынь, как язык государственного управления, полностью доминировала в армии и судебных учреждениях. К концу 6 века греческий, в общественной жизни византийского общества полностью преобладает и становится языком государственной администрации (власти). В полной мере и языком Церкви.
Византийская империя была многонациональным государством, греки в нем были в меньшинстве. Доступ к византийскому обществу был открыт всем, кто принял христианскую веру.
Любые национальности можно найти в войсках, государственной власти и в Церковных учреждениях. Не были закрыты даже самые высокие должности, даже престол константинопольских патриархов или Императорский трон. На нем было очень мало коренных греков. Зато императоры по происхождению из Иллырие и Сирии, африканских провинций и Македоний, несколько армян.
Источник 6 века говорит о Константинополе – в ней можно было услышать любой из 72 известных языков. Константинополь был неким бурлящим, плавильным котлом, который все разные национальные группы постепенно переплавлял в одно целое.

07 11 2016

Византиец о себе, скорее всего бы сказал, что он римлянин, гражданин Римской Империи. А также, что он христианин ортодоксальный (Православный христианин).
Эти два качества с византийской точки зрения были решающими и выражали собственную сущность этой цивилизации.
Введение христианства в Римской Империи произошло в короткое время от разрешения в 313 году и до провозглашение государственной религией в 392 году.
Хотя бы городском обществе флот принято христианство полностью, и оно имело серьезные последствия для всего византийского общества, всех социальных слоёв и всех разновидностей её жизни. Христианская вера давала Византийской империи аргументированность, смысл и цель её существования.
С появлением Римской Империи Божий замысел был на вершине. Старый Рим был городом языческих Императоров, поэтому был предзнаменован к потери своего могущества. Новый Рим – Константинополь стал новой столицей земной Империей Христовой. Идеальным правителем христианской Империи был Христос. Император был его земным управляющим. Задачей Императора, обязанность была чистота веры и её продвижение во вне (наружу). Его влияние на Церковное учреждение было огромное – например созыв Вселенского Собора. Но его могущество в Церкви не было безгранично. Он должен был быть правоверным ортодоксальным, и ожидалось, что он будет защищать ортодоксальность. Он должен был соблюдать хотя бы каноны – нормы церковного права. Зачастую Патриархи или представители духовности или монахи вставали против воли Императора в протест, когда он действовал иначе чем То как они считали правильным. Император мог Патриарха сместить Или отправить монахов в изгнание. Но, очень часто он должен был под давлением духовенства подчиниться. Между могуществом государственным и Церковным не было больших разногласий. Оба исходили из одних и тех же основ и имели одинаковые цели.
Симфония – гармоничные отношения между мощью Церковной и светской (2 век Мелитон Садский, апологет, и «Новелла..» Юстиниана в 6 веке).
Двойное единство. На благо и спасение народа. Голова и тело.
А не как на Западе:
Цезарепапизм – преобладает власть светская.
Папоцезаризм — преобладает власть церковная.

Император единственный и правомерный обладатель мощи. Его абсолютизм единственная гарантия того, что ход вещей и организация дел будет иметь соответствующий вид и структуру. Каждое нарушение этого должно обязательно превратиться в хаос и беспорядок. Демократия которая в греческом политическом мышлении классического периода стояла на верхнем уровнем общественно этических качеств (ценностей) была в византийском взгляде идентичная анархии и беспорядком, который противен Божественному устройству.
Византийская империя была абсолютной монархией с центральным пропетическим аппаратом, структура которого имела подобие пирамиды. Высшая мощь была сосредоточена в руках императора и зависело только от него кому и какую часть из него одолжить. Государственные чиновники от министерства по судей назначал император полностью по своей воле, а также мог любого свободно отозвать.
Кроме Церкви и армия имела огромные возможности действовать на мнение масс.
А также могла властвующему императору встать наперекор. Почти половина всех византийских императоров окончили свои дни насильственной смертью или гос переворотом. Император выступал в роли законодателя, который право выносит, при необходимости его меняет или дополняет, но одновременно правовому устройству подчиняется .
Византийскому мышлению абсолютизм императорского могущества не казался тиранией, но как аргументированный, необходимый и в сущности справедливый уклад.
Император требовал суверенитета (сврхованност) над всем христианским миром, (ойкумении – поселение земное).
В Византийской политической теории был только ортодоксальный Римский Император, находящийся в Константинополе, самым высшим и легитимным греческим правителем. Управление всех других монархов была подчинена Императору и теоретически была зависимо от Императора. По Византийской теории все монархи были соединены связью христианской духовности и притворяли семью, чьей главой был правящий византийский Император. Только ему можно было пользоваться правом, называться императором «Базилевс», для остальных монархов была разработана отдельная шкала титулов – рекс, архон, дукс и т.д.
Их носители были теоретически родственниками императора. В зависимости от им признание титулов это были его или сыны или братья. Он был в кавычках отцом всей этой семьи. Его пост был исключительным и все остальные подчинены ему.
Эти титулы не были для византийцев только риторической фразой. Выражение означающие монархов, имели глубокое символическое значение (и духовное). Были инструментом для выражение настоящих политических отношений. Поэтому, однозначно отказывались допустить что бы титул Базилевс мог использовать кто-то другой кроме легитимного Императора Империи находящегося в Константинополе.
Когда в Рождество Христово в 800 году произошло обновление Западной Империи которое в 476 году исчезло при правителе Ромулусе Августусе. !!!
Отказались узнавать франкским монархам титул.
Даже когда к этому были принуждены, ограничили его значение.
Византийские дипломаты в 813 году обращались к Карлу Великому только называя Базилевс, в то время как титул Базилевс тон Ромайон император римлян, империи остался титулом исключительно, только, монархам Византийским.
Так тому было и в 10 веке при встрече с Болгарским королем Симеоном, или сербским королем Штепаном Душаном спустя 4 века.
Войны были в византийской политической практике скорее исключительным явлением. Их целью было в первую очередь возврат своих территорий, которая когда-то раньше принадлежали Империи и были в прошлом отняты чужими завоевателями.
Война была длительным явлением византийской истории. Империя постоянно должна была обороняться нападением из вне. Когда было возможно, при достижении своих целей давали приоритет дипломатии. В этом они достигли удивительного уровня.
Византийцы были убеждены в своих задачах и обязанностях расширять правую Христову веру. Расширение Христовой веры логики несло с собой расширение византийской культуры и цивилизации. И, естественно, в основном было включение крещённых народов в могущественную сферу, в которой византийская империя исполняла своё политическое влияние. Например – крещение болгарского хана Бориса во второй половине 9 века. А также русского князя Владимира в конце 10 века.
Обе страны так стали постоянной частью области византийской цивилизации.
Хоть это и не означало прямое политическое подчинение.
Православная Церковь определенным способом выразительно переносила влияние византийской империи далеко за её политическую границу. И создавала другую, некую невидимую границу, которая потом долгое время существовала и после существования самой Византии. Развитие Восточных и южных славян и других народов – грузин и румын, живших с этим влиянием.
Византийская империя существовала полных 1100 лет и её значение было огромным.
На протяжении столетий она оставалась самой могущественной рыночно и общественно и наиболее консолидированным учреждением всей Европы.
Своим влиянием и могуществом сильно помогала к обеспечению могущественной стабильности. В большей части Средиземноморья и других прилегающих областях. Её сила также сделала то, что Европа не была поглощена Исламом как например Персидская империя и могла дальше развиваться на собственных культурных основах.
Грады Константинополя и византийский флот основали барьер о который разбивались бесконечные атаки арабских войск а позже и салтжурских турков.
Только Благодаря тому, что рукописи античных авторов были переписываемы писарями византийских монастырских писарских кабинетах – скрипториях с ними могли ознакомиться их современники на Западе. А позже могли использовать гуманитарные ученики (ученые?).
Огромное влияние имело не только в христианской, культурной и могущественности сфере. Появление арабской цивилизации так не дружественной Византии бы без воздействия византийского влияния был едва ли представим. Арабы интересовались философскими, научными текстами греческих авторов. Интересно, что Запад со многими из них ознакомился только через арабское посредничество (через арабов).
Византия имела влияние и на варварские королевства германских племён. Над которыми имела значительный культурный перевес.
Даже привозили предметы византийского ремесла – украшения из слоновой кости, вышивание драгоценными камнями, резные шкатулки и мощевики (реликвиарии). Органы попали на запад из Византии. Где орган использовался как инструмент чисто светского развлечения при дворцовых торжествах и т.д.
В славянском мире византийское культурное и политическое влияние проявилось сильнее всего.
Настоящим началом византийской цивилизованной экспансией в славянский мир – была Кирилло-мифодейская миссия. Хоть и не смогла присоединить на постоянную основы Мораву в круг стран принадлежащих к сфере византийского духовного и политического влияния. Что было без сомнения целью императора и Патриарха, которые миссию посылали. Но, огромное значение было создание славянского алфавита и письменности, а также введение славянского языка в литургии. Византия также сильно помогла и к развитию Латинской образованности и культуры также и тем, что для Западного мира предоставила и передала дела античной литературы, которая была там с конца древних веков потеряна и забыта. С Аристотелевой философией средневековые латинские интеллектуалы познакомились через арабское посредничество. Философия Аристотеля представляла важный импульс при появлении схоластики.

[Схоластика – разум. Рационалистическая теология. Разумный метод.
Ранняя – оптимистичная, что человек может постичь и некоторые правды веры.

Пиковая — невозможно правду открыть (Фома Аквинский).

Поздняя: Откровение и рационалистическая область разъединяется.

Схоластика приготовила почву для гностицизма и атеизма. (Теория эволюции).
Послания Платона и вся Традиция Греческого Новоплатонизма на Запад попали из Византии.
Появление итальянского гуманизма был бы непредставленный, если бы Греческие ученые, которые уже от половины 14 века приходят как иммигранты из за разных соображений из Италии не приносили бы с собой десятки и сотни рукописей. Греческих литературных произведений.
И если бы не ввели там филологические методы. Которые в Византии развивались уже с 9 века.
Изучалась философия но не для понимания теологических вещей.
Святой Патриарх Фотий да и Святой Григорий Палама и другие, прекрасно знали и философию Платона и Аристотеля.
Григорий в 20 лет ушёл на гору Афон и стал монахом. И изучал…
Ренессанс стала возможной благодаря этим текстам, переведённым с арабского в латынь и потом на греческий.

[Владимир Вавржинек «история Византии».
Графа православных авторов].

Разные аспекты процессов приведшие к разрыву Церкви Восточного Патриархата.
Что с православного взгляда послужило как причина отделения от Западного Патриархата.

Отделение Восточного Патриархата от Западного.
Епископ Каллистос Вэр.
Около 850 года ещё существует полное Церковное сообщение между Востоком и Западом. Но, около года 1190 написал Александрийский Патриарх Марк Тхеодору Балсамону Патриарху Антиохийскому и выдающемуся знатоку церковного права, правильно ли он поступает, когда позволяет своему духовенству когда даёт латинянам святое Причастие. Патриарх Феодор ответил: «Западная Церковь была много лет отделена в духовном общении от остальных четырёх Патриархатов и стала для православных чужой… Потому Папа Римский не поминается в диптихах».

Диптих – списки имеющиеся у каждого Патриарха, которые содержат имена остальных Патриархов, живых и усопших. Которые признаются ортодоксальными.
Диптихи являются видимым знаком единства Церкви. А умышленное исключение имени равноценно известию что человек не находится в единстве И в общении с Церковью.

«Поэтому ни один латинянин не должен получать Причастие до того времени пока не провозгласит что он избегает учение и привычки которые его от нас отделяют.
И что он подчиняется канонам Церкви в единстве с православными».

Последствия.

На Западе происходит идентификация одной святой Апостольской (Кафолической) Церкви о которой говорит Никейско-Цареградский Символ Веры с Католической (римо) церкви. Как это выражает римско-католическая церкви, катехизмом: «Единственная Христова Церковь… Та, которая после своего Воскрешения наш Спаситель передал Петру как пастырю (пастуху) ему и другим апостолам её доверил, что бы они её расширяли и управляли ею.. . Эта церковь установленная и организованная на Земле как общество (компания) субсистует (осуществляется) в Католической церкви (римо) и управляется приемником Петра и епископами в общении и единстве с ним».

На Востоке преобладало мнение, что эта кафолическая Церковь отождествляется с православной Церковью, сохраняющаяся из местных православных Церквей, которые исповедуют туже самую христианскую веру и находятся во взаимном церковном общении. Эта позиция ясно выражена в окружном патриархальном и синодом послании епископам, клирам и пастве святого апостольского и патриаршеского константинопольского престола 1895 года.
Где помимо другого пишется: «Позже, оторвал враг от православной Христовой Церкви, и даже целые народы запада, внушив епископам Рима духа надменного алчности, родившего разные не законные и духу Евангелия противные нововведения…
Мы, которые были найдены достойными, что бы оставались милости и благоволении Всеблагого Бога и члены Христовы той святой, Апостольской Его Церкви будем крепко держаться Праведности переданной апостолами и святыми Отцами».
Из этого ответа понятно, что уже в конце 12 века наполнилась реалии, что Западный Патриархат отделился (с точки зрения православного).
Католики считают, что Восточный Патриархат схизматики и отделились.

Епископ Каллистос отмечает 4 события важные в этом процессе.
1 – отношение между святым патриархом Фотием и Папой Николаем первым, когда он был римским епископом 858-867 гг (после него был Адриан 2)
2 – событие с диптихами в 1009 году
3 – попытка усмирения в 1053-54 гг и трагические последствия
4 – крестовые походы.
Учение о позиции Римского Епископа в церкви (проблематика).
Проблематика филиокве.
Давольно таки рано появляются мнения, которые стараются доказывать что папская «сениорит» не только честная, но и основана на «Божьем праве» (Иус Дивинум).
В этом смысле были толкованы известные слова Матфея 16:17-19 «Ты есть Петр, на этой скале создам свою Церковь» то есть, как будь то бы Господь Иисусом Христос основывает свою Церковь на личности апостола Петра. Напротив этого традиционное толкование этих слов такой: «скала, на которой должна была быть основана Церковь Христова имелась в виду не особа Петра, но вера что Господь Иисус Христос есть Сын Бога Живого, то есть вера в божественность Христа.
Основа Церкви есть только Иисус Христос и вера в Его божественность.

Свидетельства Святых Отцов

Амвросий Миланский в своё толковании к Посланию Эфесским говорит: «на этой скале создам Церковь Свою, это значит исповедование ортодоксальной веры».

Что бы был усилен авторитет папского престола было сделано и изготовлено много разных фальшивых документов. Например, во второй половине 8 столетия появляются документы: «Доматио Константини» подарок Константина, в котором говорится о крещении Константина Великого римским епископом Сильвестром 1 (первым). Хотя на самом деле Император Константин был крещён епископом Евсевием в Никомедии.
Опять же указывается, что Константин в благодарность подарил Римскому престолу город Рим, всю Италию и Западные провинции Империи. И что повысил Папу на Господина и Властелина всех епископов (правитель) и патриархов Александрийского, Антиохийского, Константинопольского.
[санкта Кватро Коронати – райский сад в монастыре, звонить в звонок, в часовне – много фресок с истории крещения папы Сильвестра Константина].

Другой подделанный документ – псевдо исидорианские декреталия. Которые, появились в 9 веке. Их целью кроме всего другого было и сосредоточить всю власть Церкви в руках Римского епископа, который там постоянно означен наивысшим законодателем и судьей во всей церкви.
Проблематика филиокве.

589 год, Третий Собор в Толедо (Испания).
С Филиокве мы сталкиваемся в Символе Веры, визиготского короля Рэкарэ (Реккаре).
(Это было не Никее-Цареградское Символ Веры, но их собственный символ, короля Реккара).
Но включение филиокве в Н-Ц Символ Веры встречается в документах 8-ого Толедского синода в 653 году.

А из Испании он попадает в империю Карла Великого и было принято в полоиконоборческом Соборе во Франкфурте 794 году.

[Книга Генри Чадвицис «Восток и Запад, разделение в Церкви»].

Папа Лев третий (римский епископ 795-816 гг). В 800 году на праздник Рождества Христова короновал Карла Великого в Римского Императора. Карл принял новый титул «Император Римлян». У греков в то время была только женщина на троне – императрицу Но с оглядкой на императора в Константинополе Карл Великий отказалась от ответственности за неожиданное действие Льва.
Римлянами назывались только подданные, жившие в области подчиненный Карлу Великому, а все остальные назывались Карлом греками, да ещё и еретиками.

Император в Константинополе воспринимался как единственный в линии преемственности. Константинопольские императоры в 9 столетии инструктировали своих дипломатов Аахен, что бы приветствовали Карла как Императора, но ни в коем случае не Императора Римлян.

Филиокве.
В санкраментаржи с (Анголой) анголеме Аквитании
В 768-781 примерно в этих годах написанный в Символе для кандидатов в крещение написанное на латыни и греческом не содержало филиокве. Хоть в то время город был в области Карла Великого. Но, в скором времени было включено в Символ которое литургически пелось в королевской часовне в Аахене.
Франки посещали святую землю как паломники. На олевецкой горе у них был монастырь где было проживание для паломников.
21 11 2016

Проблематика филиокве.

Епископ Константинопольский в Царьграде получил те же самые льготы и честь как и папа Римский.
Рим – важен не из-за политического расположения города, а потому что там действовали апостолы Петр и Павел. В православии – Первоверховные апостолы.
Апостол Пётр имел более высокие.
Святой Иаков (Якуб) был первым епископом Иерусалимским. Его фраза «Это понравилось Духу Святому и нам».

В 808 году монах из Лавры святого Саввы в Израиле у Вифлиема (территория Палестины). Обвинил Франки в филиокве.
Франки НА ОЛИВЕЦКОЙ горе написали Папе Льву 3. А также получил письмо контроверсию от патриарха Фомы Иерусалимского. И отправил Карлу Великому с просьбой прокомментировать это. Карл Великий доверил Акулину что бы тот собрал тексты Отцов ранней Церкви.
[Он был освящённый – речь идёт о рукоположении в священники.
Многие В то время не имели освящение в священники].

Доверил Тхеодульфу Орлеанскому дал задание написать о Святом Духе

Эта книга была формально согласована на Соборе в Аахене в 809 году.

Франкские епископы требовали что Римская Церковь включила филиокве в Никее-Цареградский Символ Веры.
Протокол встречи в Риме сохранился.
Папа был против введения филиокве в Римскую Литургию (в Символ).
Даже попросил франкских дипломатов, что бы они исключили филиокве из символа поющегося в Аахене.
А если бы это было сложным для певчих, должны были бы перестать Символ петь и начать его цитировать.
Папа Лев 3 изготовил 2 серебряные плиты с Никее-Цареградским Символом Веры на греческом и на латыни, без филиокве. Плиты были размещены в базилике святого апостола Петра в Ватикане. Ещё 300 лет спустя их там видел схоластический теолог Петр Абелар (11-12 век). [еще в это время доски находились там, в Ватикане).
[История о Абеларе и Хелоусе].

Гелацианский сакраментарж 8 века – Символ Веры без филиокве.

В 810 году, когда Папа Лев 3 отказался (Противостоял) от Франского давления.
Уже в 867 произошёл обмен мнениями по Филиокве между Франками и Римом в городе Гентиллы.

Папа Александр Второй (1061 – 1073 гг.) что бы укрепил свою позицию обратился в Константинополь. И поправил Императора Константина 10 Дуку (Дукас) о том, могли ли быть обновлены нормальные отношения. Император попросил Патриарха, что бы тот написал Папе. Петр Домиан говорит о письме около 1062 Патриарх написал письмо Патриарх Константин 3 Лихудес (1059-1063) адресованное Александру Второму Папе.
С просьбой о солидное свидетельство в текстах Священного Писания, которые бы защитили филиокве. То что папа написал не было допустимым на Востоке. Но интересны отношения и стремления к обновлению общения.
Петр Дамиан написал небольшой трактат. Говорит, что почти все греки и некоторые латиняне считают что Дух Святой исходит только от Отца.

Цитаты от Отца Иоанна Романидоса Из книги «Франки и Латиняне, феодализм и доктрины».
Считают большую … что причины контроверсии о филиокве было решение франков спровоцировать осуждение восточных римлян за еретиков. Так что бы она стали исключительно греками, то есть другим народом от западных римлян под Франкской властью. Причиной было принятием Франками святого Августина как ключа к пониманию теология Первого и Второго экуменического Соборов.
В 794 на Соборе во Франкфурте были осуждены обе стороны иконоборческой контроверсии, так что бы восточные римляне были приняты еретиками, без оглядки на то кто победит. В письме императора Людвика Второго Императору Василию Первому в 871 году говорится, что свободные римляне изменили свою национальность тем что стали еретиками, что перенесли свою столицу и дали приоритет греческому перед латынью. В 889 году римляне осудили филиокве двойную позицию франков в отношении икон. На Соборе в Константинополе, который некоторые авторы означают 8 экуменическим Собором. Собор в 879-880 гг. Не называя ещё франков осудил тех которые что либо добавили или исключили из Никее-Цареградского Символа Веры, а также тех кто ещё не приняли 7 Экуменический Собор. Это было первый раз в истории, когда Экуменический Собор осудил еретиков даже не называя их по имени. Этими еретиками были франки.
Коммониториум Папы Иоанна 8 к Собору не говорит о необходимости осудить тех, которые что либо добавляют или исключают в Символе Веры. Но, Существует письмо Папы Иоанна Патриарху святому Фотию. Это письмо обычно публикуется в конце акта Собора, где филиокве однозначно осуждено. Описывается как нечто, что было добавлено недавно, но никогда в Римской Церкви (до этого времени никогда не использовалось в Римской Церкви в контексте Символа Веры).
Письмо требует (просит) что бы было использована Папская договоренность для его устранения. Потому что более твёрдый подход мог привести к его введению силой.
Очевидно, что Анастасий Библиотекарь (знал Кирилла и Мефодия) 855-858 гг был легитимный Вздоро-Папа (Избранный против Папы, как Иполит Римский – Вздоро-Папа). Сначала не понимал франкское филиокве, святой Максим исповедник объясняет, что существуют два понимания этого термина.
Во-первых «послание» (миссия), когда Дух Святой послан от Отца и Сына (И. Сам говорил – пошлю от Отца Духа Святого)
В этом случае дух Святой принимает участие на послании. Так что это общее действие Святой Троицы.
Второе – способ существования Святого Духа.
В своём письме Марину из 650 года святой Максим Исповедник его переубеждает, что западные римляне принимают что Дух Святой исходит исключительно от Отца.
И что Сын не является причиной (каусе) бытия Святого Духа.
Якобы та интерпретация была позицией Папы Николая (или Микулаша) Первого, но не была позицией франков, которые следовали за святым Августином, который может быть слегка интерпретирован что учит о том, что Дух Святой учёт своё существование от Отца и Сына. Отец Романидос озвучивает предположение, что такой была позиции Пап и Папы Льва 3 и Адриана Первого и Собора в Толедо.
Ярослав Пеликан и Чедвиг считают, что Папа Лев Третий принимал учение филиокве, но был против внесения в Символ Веры. Принимал как в смысле «Послание» в правоверном смысле,
Это первое — «Заподозрив римское ортодоксальное филиокве».
В Символе это не может быть с точки зрения догматического и вероучного.
Поэтому «послание» сходит от всех лиц святой Троицы (общее творение) и Способ существования.
Максим защищает Запад и даёт интерпретацию филиокве. (Посреднические предоставляет информацию, что значит это филиокве).

Канонически – ничего нельзя добавлять в Символ.
Догматически – способ бытия.
Максим Исповедник 7 век.

Церковный историк В.Болотов занимался филиокве не очень правоверным способом.
Противоположный Максиму Исповеднику.

Филиокве было введено в Риме впервые в 1009 году и не позже в 1014 году.

Катехизмом Католической Церкви (римско-католической) базируется на формулировках собора в Флоренции (1439 года), например страница 76 «Дух Святой имеет свою сущность и своё бытие, одновременно от Отца и Сына. И от вечности исходит от обоих, как единого принципа и единым дыханием… А потому что все то что Отца, кроме Своего Отцовства дал Сам Отец Своему Единородному Сыну когда Его родил
То есть и исхоженные Святого Духа от Сына получает Сын от Вечности от Отца, Которые Его от Вечности родил».
Некоторые аргументы против филиокве из силологических (силологистических глав святого Марка Эфесский).
1) Если Дух Святой исходит от Отца и Сына как от двух ипостасей, тогда будут в Троице два начала причины и тем самым нарушится монархия Отца.
17) если Дух Святой исходит от Отца и сына, тогда от них исходит как от двух отдельных или как соединенных. Если как от отдельных (раздельных) тогда исходит от двух ипостасей и имеет две причины. Если как от Соединённых то можем сказать что от них обоих, но что тогда означает соединенность? Будут-то исходит из их общей сущности – тогда исходит сам из себя. Если исходит из творящей силы – и та есть общая для всех трёх. Так как Отцы говорят: что Общее Отцу и Сыну, то есть общее и Духу.
33) «способ существования Святого Духа есть не только исходить, но исходить от Отца».
Поспишил проф. в своей книге пишет, что в Ветхом Завете Бог Отец везде действует. В Ортодоксальном смысле действует Логос.

28 11 2016

1) отношение между Святым Патриархом Фотием и Папой Николаем (858-867)
2) Ситуация с Диптихами
3) попытка примирения (1053-1054)
4) Крестовые походы

1 – В 858 году Константинопольским Патриархом был избран Святой Фотий. Его предшественник Святой Игнатий, который был в 857 году смещён и отправлен в изгнание и принужден отказаться от своего Патриаршества.
Святой Патриарх Фотий сообщил о своём вступлении на Патриарший пост Папы, который отправил в 861 году своих легатов в Константинополь. Легаты вместе со всем Собором постановили что Фотий легитимный патриарх. Но, когда они вернулись в Рим то Папа их решение не принял.
Собор под председательством в 863 году признал Святого Игнатия Патриархом и постановил признать Святого Фотия лишенного всех священнических достоинств. Византия с этим не согласилась и не ответила на Папские письма.
Это привело к разделению.

В письме 865 года Папа утверждает, что он наделён авторитетом над всем миром, то есть над каждой Церковью.
(Существовала возможность подать апелляцию в Рим – 3-ий канон Собора в Сардике (София, Болгария) в 343 году). Епископ может апеллировать к Папе и если Папа сочтет этот случай серьезным, то может созвать новый суд епископов соседних областей, а не новый Собор. Что бы ещё раз разобраться в этом случае.
В Болгарии князь Борис сначала хотел пригласить немецких миссионеров, но опасаясь византийской инвазии около 865 года принял крещение от греческого духовенства. Он желал независимости для своей Церкви. А когда Константинополь отказался предоставить автономию — обратился на запад.
Латинские миссионеры атаковали греков, осуждали женатое духовенство, против постных правил и поддерживали филиокве.
Уже в 9 веке было точно описано, если находится в Символе Веры то является не правоверным. Святой Максим Исповедник старался защитить филиокве если оно находится не в Символе Веры, опираясь на одну из интерпретаций не несущую догматическую подоплёку.
Болгары сначала ввели филиокве через латинских миссионеров, но потом и приняли восточный обряд.
В 863 году Святой Патриарх Фотий написал окружное Послание епископам Востока где помимо другого осудил и филиокве.
В 867 году Святой Патриарх Фотий созвал Собор в Константинополе где Папу Николая осудили экскомуницированным, и обозначен еретиком который пленил и опустошил виноградник Господа.
В 867 году Папа Николай Первый (Микулаш Первый – «Великий» в Католической среде. Считают его святым).
На Востоке изменения – Император Михаил Третий был убит.
На трон приходит Василий Македонский (867-886 года правления).
Василий сместил Патриарха Фотия а Игнатий снова становится Патриархом, общение с Римом снова обновляется.
В 869-870 гг. В Константинополе собирается Собор против Патриарху Фотию, который был осуждён и анафематизирован.
Католики считают этот Собор 8 Экуменическим.
Случилось это при римском Папе Андриане Втором (который принимал Кирилла и Мефодия).
Но, император решил, что болгарская Церковь должна быть под Константинополем и в 870 году Немецкие миссионеры были изгнаны. Святые Игнатий и Фотий примирились а когда в 877 году Святой Игнатий умирает Святой Фотий снова становится Патриархом.
879-880 годах в Константинополе проходит Новый Собор – 383 епископа приняли участие.
Собор с 869 – 870 получил анафему и все осуждения против Патриарха Фотия были отменены. Все решения были приняты в Риме.
Патриарх Фотий победил – был признан Римом.
В его юрисдикции осталась Болгария.
До недавнего времени считалось что была и другая схизма Фотия, но профессор Дворник доказал что это миф.
Общение с Римом осталось сохранённым.
Папа Иоанн 8 (872-882) не был другом немцев.
Во втором письме высказал не согласие с дополнением филиокве.
Кажется что немецкий историк католик, немец Пихлер доказал его правоту, второго письма. А профессор Дворник об этом письме сказал, что он был Большим человеком Церкви, гуманистом и настоящим христианином – святой Фотий.

2 – считается что последним Папой указанным в Диптихах Константинополя – Папа Иоанн 18. (1004-1009 гг.)
Его приемник Папа Сергиус 4, 1009-1012 гг. Римский епископ.
Послал свое систатическое письмо в котором он информировался свой приход на Папский престол. Письмо также содержало Символ Веры. Считается что его Символ Веры включало филиокве.
Константинопольский Патриарх Сергиос (999-1019 гг.). Не вписал имя Папы Сергиуса 4 в Диптих Константинополя.

Считается что впервые Символ Веры с филиокве пропели в Риме ориентировочно в 1014 году при Папе Бенедикте 8, по требованию Императора Йиндржиха Второго (Георгия), Западного Императора, который хотел и был коронованным в Риме.
3 – В 1052 году были закрыты, при Патриархе Михаиле Керулариосе, все латинские храмы в Константинополе.

Политическая и историческая ситуация.
В южной Италии с 1040 года велись регулярные бои норманнов против византийцев в Италии. Норманны принадлежали Латинской Церкви и все завоёванные территории переходили под латинское управление. В этих областях в это время началась латинизация. Патриарх Михаил протестовал и в конце концов решился на решающий шаг.
До 11 века Сицилия и часть южной Италии принадлежали Константинополю (Калабрия).

[в южной Италии – Святой Нил Россано – практиковал исихазм. В монастыре Монте Кассино] к нему пришёл Войтех – Второй епископ пражский.

В 1053 написал Патриарх Михаил Папе Льву 9 и предложил снова вписать имя Папы в Диптих.
(«Церковная История» отца Павла Алэша и епископа Вэра).

Во время правления Императора Константина 9-го происходят интенсивные условия для сотрудничества Папы и Патриарха. В южной Италии на укор Папы и Византии достигают успехов норманны. Главным деятелем при достижения договорённости византийского союза с Папой был византийский Глава Айгирус в Италии, по происхождению Лангобард.
Патриарх Михаил Керулариос в 1053 году стал Патриархом.
Новым источником напряжения стали Папские требования на церковную юрисдикцию в южной Италии.
Эти области ещё раньше или постоянно ещё принадлежали византийскому управлению и частично были заселены греческим населением.
Рядом друг с другом существовали храмы, придерживающиеся западных и восточных традиций.
Церковная организация византийских традиций была под Константинополем.

После дружеского письма императора Константина 9-го