Догматика 3 семестр (часть 1)

Православная Догматика 3 семестр (часть 1).

ХРИСТОЛОГИЯ
Джон Мейндорф – Предание о Восточном Зритианстве

Поляк (Бенедиктинец) интересовавшийся Востоком, учился на Западе, и написал книгу о Димитрии Станилове и Румынская теология в 5 оттенках – интересовался Румынии.
Паисий Величковский (из Молдавии) считает румыном.
Для западного чтеца, но нет никаких ссылок на писание – потому что протестанты не могут представить ничего без Писания. Запад под влиянием сингулярностью веры.
В конце Средневековья – Номинализм и обладает Нововеким – отказывается от объективно существующей правды. Не могут допустить веры, но они считают что вера появляется в единице (человеке, а не в целом в Церкви).
Смеются что Православные находятся под влиянием Философии – теологии.
У Запада проблема в том что философия подлежит модным трендом.
Как девушки носящие широкие штаны через год уже узкие штаны а ещё через год ужа рваные – то же самое с философией. О уже ни кто не вспоминает о широких штанах.
Индивидуализм
Мы считаем что вера получена церковью во всей своей полноте. А Запад – соединение единиц верующих.
У нас та же вера что и у Отцов 4 века так как и Отцы 4 века считали что у них вера Отцов 1 века. И Апостолов.
А у Запада – Потому что вниз нет наследственной веры, им необходимо изучать Писание Апостолов что бы понять их Веру.
В первой части КУРСА мы ознакомимся с БИБЛЕЙСКОЙ ХРИСТОЛОГИЕЙ.
Книга – Библейская Христология.
Троичная наука у протестантов отсутствует – у протестантов только Христология.
У них должна быть норма – что есть Библейские тексты 1 столетия. Поэтому с ними тяжело говорить о Мариологии, что является под разделом Христологии.
Отказ от Богородицы ведёт к ересям и блудам – Несторианский и другие.
Ключевые периоды – в 5 веке у Нестория, тексты касающиеся Марии. И в 14-15 столетии во время Грегория Паламы. Христологический аспект уходит на задний план и проблема касается гуманизма – центричность вокруг Бога, и человека что позже Бог был отдалён и и уже человек становится центром истории. В конце 15 столетии, ренессанс уже от Византии – элита убегает от турок на Запад. (Григорий Палама, Никийский …).
В Христологии также стоит вопрос – что такое человек? Христос – образец человечности. И также Марии Богородицы – образец для человека.
Так её видели христиане.
Григорий Палама при введение во храм Богородицы,
Благовествованное и Успение – два главных праздника Богородицы.
Рождество и Введение во храм менее значительные.. Только благодаря многолетней подготовки она смогла достичь святости, ведущей к значимости Благовествования и в последствии поэтому мы чтим и другие праздники.

Отличие нашей Христологии и других Деноминаций основополагающая, в этих аспектах.
Важно об этом думать и понимать. У протестантов Христология начинается с низу.
ХРИСТОЛОГИЯ снизу и сверху.

У нас экуменическая проблема –
На Западе были большие сложности между Протестантами и Католиками (как у Сунитах и Шинитов).
Все из за религиозных вопросов появившиеся споры.
Католическая Церковь, на втором Ватиканском были и протестанты и православные. В некоторых вопросах православная теология повлияла на католическую Церковь.
Если бы не было иммиграции теологических элит на запад.

/Православие очень закрыто внутри себя. Не так как Западные течения.
Нет такого что бы договорились пара человек и решили миссионерствовать. У Протестантов – да. /

Католики раньше тоже служили как мы лицом к Востоку, но позже приблизились к протестантам, в вели стол и поворот к народу.

/где происходит Теология – в Университетах/

Поэтому Христология СНИЗУ – что это значит?
Об этом речь пойдёт при Александрийской школе – где Христолоия СВЕРХУ – как и у Евангелия от Иоанна.
Начинается от начала, от Божьего Сына. – Это ХРИСТОЛОГИЯ СВЕРХУ.

ХРИСТОЛОГИЯ СНИХУ – действует иначе, говорится о том что жил раньше какой-то Христос, даже не нет – жил какой то человек – Иисус. Как бы начинают с человека.

/раньше чехи считали, что приход Кирилла и Мифодия – миф/

Также считали что и нет подтверждений о Христе и это всего лишь фальсификация.
При своей жизни Христос не был интересной особой ни для Истории Рима ни для государства. Хотя позже все наоборот переменилось.

/существуют источники что появлялись споры в Палестине из за какого-то человека Иисуса./
/Афанасий – вопрос вочеловечения/
/Правда не зависимая на нас – до Средневековья. Позже наоборот- отказались от этой мысли./

Сегодняшний человек основан иначе – То что важно просчитать и измерить, и продать.

/понять насколько важна молитва, правильное духовенство, воспитывать молодёжь при храме./

Итак, конечно он родился, жил. Ходил, и бах – Новый Завет.
И тут настаёт проблема на Западе – им важно понять что свидетельства НЗ – свидетельства веры!!! И все тексты написаны после Пасхи (протестанты говорят о Пасхальных Событиях).
И боятся признать что случилось Воскрешение. А апостолы добровольно шли на смерть.
Но ключевое другое – Христос (Иисус) – жил, что то делал, до распятия – а они начали об этому думать и писать об этом после распятия (но они разбежались) то есть после какого то другого события – после Воскрешения.
(Ведь раньше Иисус им что то говорил но они не понимали)
На Западе – поиск исторического Христа.
Задней призмой они смотрят на то что говорил Христос, но возможно уже с искажением сути.
Евангелия писались на греческом. Но Христос не говорил на греческом. И уже при переводе могли случиться сдвиги.
Они ведут бесконечные споры – что имелось в виду на месте – Кто хочет идти за мной – возьми свой крест. Но Иисус говорил это до Распятиях.
А распятия в то время ещё не было обычной казнью и трудно эти вещи увязать.
Как молился и как говорил, как пишет апостол Павел, через Иисуса( как человека) они постигают Христа. (Блуд – человек понравился Богу и который получил особое благословение — … )

В ранней Церкви – исходили от Христа как человека или как от Бога и Божьего Сына и шли к Христу.

Райцингер – Разделение Христологии Антологической и Христологии Креста.
Больше у Западной проблематики.
Это частично и проблема у нас – у традиционных церквей (Прав и кат) – Онтологичность. – ХРИСТОЛОГИЯ основанная на дефинициях и понятиях. Сущности и ипостаси. Э топорности большие проблемы – отдаление Христова послания – как бы Он перестаёт к нам обращаться. Теряется главное – Крест и вещи сущности Человеческой – индивидуальной или общей.Опасность технологического образа… Где нет любви к людям и отношения к нам, верующим.
Против этого ХРИСТОЛОГИЯ КРЕСТА – более типичная для протестантов, у которых есть крест и из которого проистекает жизнь.
Если православная теология идёт правильным направлением то проблемы не будет, если не скатится к схоластике.

До Христологии проходит Сотериалогия.
/Иоанн Дамасский – Триадология и Эйконеомия и все остальное.
Наверно это было правильным./

А на Западе они пытаются построить человека по какой то модели. Но на не стабильной модели, их права и мнения меняются. Что например с правами женщин, то их небыли то появляются, и взгляд на гомосексуализм и смена полов. Это сильно влияет и на культуру, мышление, ответственность, от этого отталкивается и Образование.
Только человек сам себе составляет рамки дозволенного.
Догматика смотрит на вещи с точки зрения догматического – венчание до 11 столетия проходил так, что приходят молодожены, епископ благословляет (не так как сегодня старик с девочкой), и после этого у них был брак и как муж и жена приходили в церковь к причастию и Церковь их воспринимала как семью.
Сегодня мы знаем развод. Если происходит измена. И тогда можно повторно жениться. Но идеал – если происходит смерть или развод, то второй супруг уходит в монастырь.
А если все же хотят снова семью то им уже не благословляется и им нельзя ходить ко причастию.
Но император Алексей Комненост в 11 столетии – уже существовал обряд. И церковный и государственный. Он хотел соединить обряды и до сейчас в Греции свадьба через обряд священника. Но, тогда священник должен был проводить и второй и третий обряд при разводах.
Сегодняшний обряд появляется в 12 столетии.
17 10 2016
Основные отличия веры…? Православные и католиков от протестантов.
Две стези – сингулярная и другая

Второе: то как вера дана
Первое: вера рождается в каждом отдельном субъекте в отдельности.
Одинаковая ли вера Павла в отличии от других апостолов?
В каждое время вера появляется снова, в отдельности в отдельном человеке. И Чтобы появиться ей нужен импульс. Например тексты 1 века.
Тем не менее можно утверждать что вера во 2, 5, 7, 15 веках разные, но их соединяет текст. Если это не прояснить, всегда будут появляться проблемы.
Потому что человек предполагающий сингулярность смотрит на данную, явленную Веру непонимающим взглядом.

Отцы Соборов ссылаются на евангельскую Веру, и совсем не думают что она отличается от веры общей Церковной. Отцы пишут что тексты Льва Великого соответствует исповедованию веры Петра.

Никейский символ и Константинопольский немного отличается, но говорится о единстве символа.
Никейское – аутентичное изъявление веры евангельской.

[кто о Вере скажет много – не увеличит её. Кто о Вере скажет мало не уменьшит]
1992 «Библейская Теология – ХРИСТОЛОГИЯ» — книга. Звон чешская католическая типография.

проф. Поспешила Вацлава Цтирад – «Иисус Назарейский».

Проф. Покорный

— Саркс
Логос
— Антхропос

Два разные типы христологии.
В евангелиях встречаем разную терминологию (Логос, Саркс..)
Но, уже у Оригена встречается другое.

Василий Великий:
Так же как и все ранние отцы читали Ветхий Завет в Септуагинте. И когда Бог творит в начале Генезиса – каждый день смотрит (И видел Бог что это было хорошо)
В Септуагинте (И видел Бог что это было красиво)
Со временем слово «красота» начало уходить эстетика и начала набирать силу моральная сторона.
Слова «красота» имеет моральное значение.
Из-за этого и перевели в Септуагинте слова как красота связанная с моральным добром. Но, потому что Отцы 4 века были образованы в классической греческой культуре они начали возвращаться старинное греческое значение. Начали подчеркивать и то и другое значение. Поэтому проецировали красоту на красивые храмы, красивое пение. Авторы использовали Греческие понятия но не всегда то нужное значение.

Поэтому Саркс – человек а не тело в Платонском значении.
ХРИСТОЛОГИЯ Саркс – вочеловечение Христа. Из того человеческого Христос берёт тело, но нет духовности человеческой? Аполлинарий за это был осуждён.

Логос Антхропос – направлен к Несторианству.
Бог принимает всего целого человека. Жил человек которого Бог избрал из всех людей благословил и вселился? (О Христе).

Эта ситуация типична для 19 века (Харнак)
Логос Саркс (христология снизу и сверху)

Опасность в том, что когда люди под этим влиянием – автоматически считают что авторы Александрийские или Антиохиские делятся на эти два типа исключительно.
НО, нельзя все впихнуть в эти две рамки.

Не так много авторов которые умещаются в рамки этих двух типов.

[Ориген – Александрийская школа (один из самых известных)].

Харнак (автор, книга,, 19 век)
Намекнёт модели и старается всех авторов разделить на типы Саркс и Антхропос.

[Предполагаю то что хочу доказать].
[кружок Пятидесятников – пережившие видение или другой опыт. Ожидают приход ангела (мистически)].

[Саркосис – вочеловечение
Энантропосио (по-гречески)]

Что значит быть человеком?

Троичная наука заспорилась в 4 веке и раскупорилась в связи с Филиокве

ХРИСТОЛОГИЯ существовала всегда, с развитием человека (самомнение) – антропология развивается (феминизм).

Клемент Александрийский уже сказал чт христиане должны объединить все познания и сведения.
А они в то время не боялись совмещать Аристотеля с Платоном.

Сильная стоическая школа. Понятие Божьей сущности (кападокские Отцы) были под влияниями стоической философии. А она ещё не докончат изучена…

Это тяжелые моменты. Но их надо знать!
ВАЖНО!
У тестов

Нам нельзя обходить сегодняшнюю библиистику и христологию
Парадигмата (проф.Покорный рекомендуется ко чтению) – в его время считали что существовало собрание КЬЮ к которой синоптики евангелисты добавили свою интерпретацию.

ХРИСТОЛОГИЯ меняется в зависимости от поиска Христа и от демонизацией.

Православие в своём консерватизме старается сохранить идентичность среды для максимально возможному сохранению веры Отцов, Апостолов, Учению Христа и первых традиц.

Вера идентичная у православных.
В сингулярность не предполагалось никакой изначальной не изменой веры.
В разное время читая Писание вера всегда другая.

Но, представление что вера всегда в движении не правильно.

Нужно припомнить главную сотериологическую мысль о вочеловечении в православном понимании.

В православии нет библейской Христологии (как науки?)
У католиков есть потому что они приблизились к протестантам.
Реформация из за сомнений – не хотим слышать о традициях а хотим читать.
Православие получает ответы и в Литургии и в комментариях.
Православие считает что католики отошли от чистоты веры ударившись и в философию и прочее.
24 10 2016

Иоанн Мейндорфф
Из Русской эмигрантской семьи. Работал в Америке.
[Лоссикй «Отрийательное Богословие Дионисия Ариопагиты»].
Занимается проблематикой времени после Халкедонского Собора.

Сан Серж (в Париже)
Сен Владимир в Нью Йорке
Иоанн Мейндорфф был деканом этого Универа (написал Византийскую Теологию)
[Толстая книга со статьями Мейндорфа – попробовать найти – Введение в Святоотеческое Богословие].

На отдельные праздники существуют каталоги (Паремии и т.д.) Всегда перед Болшим праздником вечерняя Богослужба и там читаются старозаветные чтения. Так что бы слушатель слышал пророческие места, миссийной миссии.

[Царские Часы – особый вид Часов. В канун Праздников – большой пост.
Напоминают структурой обычные часы.

КириоПасха – Два праздника (второй совпадает).
Если совпадёт то служится Иоанна Златоуста в Большой Праздник.

Церковь получала дар познания

Писание это записанная <Традиция Появившаяся в момент пятидесятницы
Глазами НЗ читаем ВЗ
Для нас Важны и Богослужебные тексты и Традиции которые нас переносят ТУДА.

Мы получаем участие в вере Церкви.

Протестанты получают веру на основе НЗ.
ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ХРИСТОЛОГИЯ.

Старозаветные миссионерские представления.
Против них Христос во много протестует.
Событие Крещение Господне – после Крещения был отнесён в пустыню и пришли искушения. [Формулировка временных миссионерских представлений].
Искуситель там цитирует ВЗ а Христос отвечает цитируя ВЗ.
Христос работает с Ветхим Заветом и понимает его. И в Евангелии упоминается работа с Ветхим Заветом.

[1 Коринфянам 15:3-4 … Что Христос умер за наши грехи по Писанию… Был погребён и в третий день Воскрес по Писанию!]
САМЫЙ СТАРЫЙ Символ Веры!!! (Апостол Павел)

Других Писаний кроме ВЗ не было.

Христос сам акцентирует внимание на некоторых представлениях больше чем на других.
У евреев были представления о миссии политические (финансы, права и так далее).
Хотя они знали и о других аспектах , духовных.

Некоторые говорят что их представления были схожи.

Есть мнение, что:
О Иуде говорили что его ученики заступались за Иуду что он мол хотел подтолкнуть Иисуса к революционным действиям. Что бы перестал говорить и начал действовать.

Две линии:
Давида-королевская линия – для одних означает что Иисус будет король, политик, правитель.

Линия пророческая – что Иисус будет пророком, спасение будет благовествована

Священническая – что это будет Вечный священник по слову Мельхиседека.

Посредник Спасения – Мудрость, Слово, Ангел, Сын человеческий. Страдающий Слуга.