Василий Великий

Кападокийские Отцы:
Василий Великий, Григорий Богослов.
О том, какая была Церковь в 4 веке.

Василий Великий,
Кападокия, сегодняшняя Турция.
Говорим мы при этом о 4 веке.
В 4 веке Церковь искала свою индивидуальность.
Боролась с Арием и его учением – «арианизмом» – Принцип – Отец который имел равным себе другого.
И говорим о другой ереси — что Сын «хомоусиус» имеет подобную сущность как Отец. Эта секта искала компромисс в ультраарианской позицией.

Письма Василия и погребальные речи, его и Григория.
«ЭпитафиусЛогос» (погребальное слово).
Отражают реальную ситуацию.
«Гексамерон» – толкование на сотворение мира.
Многое становится понятным из этих погребальных речей.

Интересно и то, что Григорий Назианскийи и Василий Великий использовали термин Теология, точнее философия но подразумевали теологию.
В погребальных речах все что касалось теологии пользовалось словом Философия. Потому что в то время философия подразумевала Теологию.
А философией от неоплатонизма.
Неоплатонизм сам, первый, начал использовать теологию – что существует некий начало – Бог.
Бог – тот, кто говорит.
Теология как термин начал использовать в средние века в мышлении а не в христианской среде.
Михаил Псерос – автор 11 века.
В его время, с расширением термина Теологии, но и он также использует термин Философия потому что инспирировался Григорием Назианским.

Что означает философией в средневековье – тоже что и теология.
Дистанцируется позже, потому что теология обязательно исходит от позиции откровения.
Зависит от Откровения.
Но раньше, то что открывал Бог имело глубокую логику из средневековья.
(Все есть откровение, стол, стул).

Проблема: как воспринимать классическое образование сквозь христианство.
У них было высшее образование («Педиа») – единый синтез между практикой и теорией.
«Тхеория» – некая форма видения. Сущность вещей и основа всего.
Практика – то, как это все (теория) вводится и используется на практике.
Они не делили интеллектуальную сторону от практической стороны.
Мы не видим и приходим к анахронизму из-за того что не видим и не делим.

Они решали вопрос классического Образования.
Это была проблема для христианства.
С одной стороны были образованные граждане, а на другой не образованные, но тоже приходили в христианство.
Образованные иногда могли злоупотреблять своей образованностью.

У Василия Великого был вопрос как образование внедрить сквозь христианство.
Итак, Григорий Назианский.
Оставил нам 19 000 стихов.
Интеллектуал, работающий в наивысших формах ораторских традиций Греции.
Его стихотворное дело до сих пор мало рассматриваемое.
Григорий воспринимает своё стихотворную работу, так как возможность выразить в этом правду о Боге, о жизни с Богом и во Христе.
Как отойти от систематичности Теологии. От правил.
[Мартин Гайдингер – тоже как Григорий говорил о стихах как выражать правду о Боге. ]

Погребальная речь у Григория.
Эти речи писались везде, «о Умерших».
Смысл: фантастическое восхваление умершего. Как бы идеального человека.
Появляются некие моменты говорящие о состоянии Церкви того времени.
Появлялись проблемы с организацией монастырей.
О Василии Великом он пишет: что тот организовал монастырскую жизнь – написал правила как нужно жить в монастыре в «Кинобиус». Первым начал организовывать монастыри.
Григорий пишет и намекает, что был эксперимент — женских монастырей основывать в близи мужских – Василий сообщил, что это имело пагубное последствие из-за приближения и сближения обоих.
Григорий в речи на Василия пишет, что разочарован Церковью из-за упадка морали и желает жить вдалеке от всего столичного мира.
Проблемы были такие: в Церкви 4 века были епископы неспособные вести дела, как бы уничтожающие Церковь изнутри.
«Я не могу удивляться тому, что в армии, если вы хотите стать генералом нудно начать снизу с сержанта, лейтенанта, майором и так далее, и предприниматель то же самое. Но вот у нас в церкви епископом может стать вчерашний не христианин, только крестившийся. Был ли он за это наказан? Да, был отправлен в ссылку (изгнание).
То есть Церковь предоставляла большие блага для некоторых, как улучшить своё благосостояние без необходимого пути.
В епископы попадали люди не соответствующие этому сану.
Григорий говорит: я не хочу, что бы ты стал епископом или шёл в администрацию – так как не сможешь ничем помочь, но лучше отойди Василий в сторону и живи как я жизнью аскетической.
Это нам намекает на конфликт между Василием и Григорием, что Василий хочет влезть в управление Церкви, а Григорий наоборот его отговаривает и предлагает уйти в отшельничество.
Григорий и Василий вместе учились в Универе (Афинах).

Люди сначала начинали в начальном образовании, средняя школа была только в крупных городах (Афины), до отмены Юстинианом «Новоплатонской Академия».
Пишут они, насколько жестким был процесс образования.
Учителя ходили без уверенности будут ли у них ученики. Но зазывали студентов с улицы. Даже, иногда, насильно.
Григорий говорил, что у Василия даже были интеллектуальные проблемы, что он не мог отстаивать христианское учение против аргументов софистов и язычников.
После завершения академии ученик должен был сам найти себе учителя, вне академии, кто хотел учиться дальше должен был получать комплексное образование в других городах, поэтому ученики перемещались от города к городу. Но был и спрос на таких специалистов.

Григорий пишет в своих речах, что Василий имел выдающихся и верующих родителей.
Это говорит о том, что литературный вопрос (топос) – частый в Византии.
Представляет человека как святого. Родители почти всегда освящаются как идеальные и святые.
Добавляющее Василию Веру во Христа.
Цитата: «единство родителей проявляется не только в вопросах телесности, но и в активности заботы о бедных и вопросов частоты души, десятину отдавали Богу, которые небыли расширены в то время и расширилась только на основе этих действий». (Харизма и филантропия).
Моральные проблемы в епископате, но и появляется Благотворительность в 4 века. Была ли она и раньше или только начала появляться?
Совершали и другие подобные добрые дела.
Топос о гармонии между мужчиной и женщиной.
У византийских авторов не было мыслей, что женщина более низкое существо в социальной линии.
То есть не правда то, что раньше теология считала, что мужчина доминирует над женщиной.
Но с 9 по 13 века – мать является основой веровавшей в семье. Так считали.
Григорий пишет, так как Василий основывает монастырскую жизнь, а семья является также часть послушания, и что элементы монастырского устава присутствует в семье. Монастырь не должен быть отдельно, но должен быть интегрирован в семье.
«Как показывает благословенные священники и пары, выступающие в брак подтверждают некую форму состояние духовности в обоих» (с социального взгляда – муж и жена равноправны, монастырь не особый институт, но должен быть интегрирован в повседневную жизнь и в семью).
Чем больше мы духовны, тем больше мы красивее и в духовной жизни. У Григория все взаимосвязано.
Может под влиянием концепции эстетики? А может теологическое мнение, что когда человек обновлен у Бога, то обновляется и его телесная сторона. Не только духовная, но и физическая.
Василий был, как говорит Григорий – красавцем, но это было для него совершенно не важно.
«Он был красив, пока его не скрутила философия».
Образованность Василия – контраст с необразованностью Церкви того времени. Раньше там не было много образованных людей.
«Я убеждён, что умные признают, что для нас лучше – образование. Те, которые отказываются от культуры, совмещенной с христианством, проявляют свою не культурность и не духовность».
Христиане не образованные и образованные приодет к конфликту в 5 веке.
Но, образованные, но не в согласии с риторикой.
Нельзя считать во зло небесам только потому, что кто-то их считает богом.
Правильный метод существования в этой жизни не отказываться от того что есть но выбирать метод выбора правильного и лучшего в этом мире.
Кападокийцы после него не понимали, как выбирать.
[Считали образованность опасной].
Василий не мог похвастаться тем, что имел языческую часть образования мифологии и литературы.
Но имел два компонента – из жизни и теории. Теории и Практики (у Отцов это было неизбежно).
Никогда в античном мышлении небыли конфликта между теорей и практикой ( и у еврейского мышления).
[от этого многие проблемы у нас, сегодня]
Григорий: «Я считаю, что тот, кто успешен только в жизни или образовании похож на одноглазого человека, которому чего-то не хватает, но кто успешен во всех обоих, тот живёт счастливой жизнью».
Очень важный момент из речи:
О совместимости и пониманию философии:
«Умение слова было только бонус (риторика) и использовалась она только если помогала нашей философии (христианству) …»
Если ограничен желанием, если не приносит вреда тем, кто несёт дозор.
Что касается образования:
В Афинах молодые студенты походили на ненормальных софистов. Все они творят группу молодых духом и телом людей, которых тяжело контролировать.
Они активно жестикулируют, орут, свистят, кричат и так далее.
Город Афины считался местом битвы за первенство школ и кто больше студентов загребёт под свое профессорское начало тот и лучше.
Цель в том, чтобы усилить свои школы.
Эта инициация для понижения гордости студентов.
Если кто был глупее, тому было хуже.
Григорий уважал больше тех, кто мог соображать и думать.
Но теология работала по-другому, по принципу – вопрос – ответ, с использованием аргументам. Так учили теологии.
Сегодня разбирают Догмы и энциклопедический влив знаний.
Григорий говорит, что Василий нуждался в его помощи, пока не научился сам.
Проблемы были и с армянами, которые были самыми хитрыми и подлыми людьми, которые ликвидировали греков как конкурентов.
Армяне в Греции считались предателями (предали войском у Манситенту, когда Анатолия была отдана арабам в византийском войске и перешли к арабам)

Важная мысль:
Григорий: Самое важное у человека – его культурность. Проявляющаяся в его характере, а тот, кто не нацелил свой характер к Богу – есть некультурный.
Кто имеет культуру, имеет и характер возбуждающий любовь.
Любовь такая которая только одна связывает людей.
Любовь к образованности проистекает в дружбу интеллектуальную.
Чем больше уходило время, тем больше мы укрепляли свою дружбу. Которая была нацелена на теологию, и мы оба шли к одной цели. (С духовной гармонией и единством мнений).
Вопрос – ответ хорошо, но однажды вещи соединяются в гармоническое единство.
Дружба важна.
Говорит: критику о христианстве.
Разные люди имеют разное обозначение, но наше главное разделение на христиан что бы стать истинными христианами.
Что бы те, кто являются христианами, были бы таковыми и внутри.

Христианство даёт рамки образованности и приземляет классическую греческую и даёт настоящую цель!!!

Образованность должна подаваться по частям.
Кто на сколько готов ее воспринять.
И нельзя бросать сразу все образование одному человеку.

Проблема в Церкви – кто-то получил образование, не будучи готов и только вытащил из материала лишь какую- то часть и получается полу-образованность.
Это проблема и сегодняшнего дня.
Говорит о не систематической образованности.

Григорий о брате Цезарии (умершем в молодости):
Цезариус был врачом, отучившимся профессии доктора и, быв хорошим специалистом, заболел болезнью при практике. И в своей речи к нему говорит о церкви и государстве.
Говорит Император в столицу тащил образованных енохов (как Григорий) предлагал им высокую зарплату и платил, но рядом с милостью проявлял и не милость. И Григорий советовал брату не иметь карьеру при дворе, ибо она коротка и обычно трагично. (Можно попасть в немилость).
Император имел склонность к специалистам, но опасно попасть в опалу.
«Цезарии, я хотел бы, что бы ты был как я, а если с тобой что-то случится я не смогу помочь, но я тебя предупреждал».
Тот, кто избирает общественную жизнь (в церкви или в городе) может попасть в искушение светскости.

О Василии – с ним связано то, что он был самым известным филантропом. И с этим были постоянные проблемы у государства.
Оно, государство не хотело помогать бедным.
Василий старался, что бы общественная администрация помогала бедным.

[в 17 веке у католиков появляется Базилианский орден по уставу Василия]
[при Иоанне Златоустом была запрещена личная исповедь – 400 лет у Церкви не было личной исповеди].

В 1-2 веках ширилось анахроническое монашество.
Был страх ереси. Монахи думали, что только у них может быть истинное знание. Могли заблуждаться, но могли и нет. У них был свой взгляд на христианскую теологию.
Проблема Церкви была: множество учителей считавших себя христианами и могли учить превратно, особенно в Египте.
Общество может быть тем, кто утверждает истину в Церкви.
Критериум ортодоксии, – до какой меры христианская правда может быть в обществе.
1 – ересь.
2 – институциональный распад Церкви.
3 – у людей как у Григория отшельничество от общественности.
4 – и как можно оставаться в равновесии между церковью и теологами???
5 – отношение Церкви к образованности и это проблемы и сегодняшнего дня. Имеющие корни ещё из первых веков.

Иногда не было хорошего отношения от иерарха к пастве.
Василий же был правильным иерархом, имеющим кучу проблем с Императором, (хотевшим его убить), проблемы со своей Церковью из-за своей популярности и проблемы со священниками.
Григорий говорит: общественная жизнь это вещи разные с «вита комплентатива». А Григорий уехал на острова и наблюдал Церковь из далека.

[греки – антисемиты. Для них изгнание самая худшая казнь].

Василий святой в обществе
Григорий святой в уединении
Единство в боях против ереси.